Ключевые моменты
- День железнодорожника в Украине отмечается 4 ноября — в честь всех поколений работников, создававших и развивавших отрасль.
- История железной дороги в Одесской области началась 17 мая 1863 года с закладки линии Одесса – Балта протяжённостью 213 километров. Иногда ее считают первой на территории Украины
- Финансирование строительства обеспечили одесские и ананьевские купцы, заинтересованные в вывозе хлеба и товаров.
- Спор, где именно появилась первая железная дорога, между собой в Украине ведут Львов и Одесса. Во Львове первую ветку открыли на два года раньше, но тогда он считался территорией Польши, входившей в состав Австро-венгерской империи.
От Одессы до Балты: начало большого железного пути

17 мая 1863 года в Одессе состоялась торжественная церемония освящения начала строительства первой в Украине железной дороги — от Одессы до Балты, длиной 213 километров. На работах тогда было занято около 30 тысяч человек.
Сегодня Одесская железная дорога — одна из старейших в Украине. Её протяжённость составляет 4 169 километров. Она обслуживает шесть областей и пролегает через 65 городов, 134 посёлка городского типа, девять морских и три речных порта.
Купцы, ставшие инвесторами железной дороги
Первый поезд по новой линии был запущен в декабре 1865 года. Тогда же началось регулярное движение поездов по маршруту Раздельная – Кучурган.
Чтобы отправлять хлеб и товары, ананьевские купцы профинансировали строительство участка дороги от Балты до села Жеребково. Рядом появилась станция Чухачевка — названная в честь руководителя Одесского железнодорожного и морского транспорта адмирала Чухачева.
Ананьевское земство выделило землю под почтовую дорогу между Жеребково и Ананьевом — протяжённостью 15 вёрст и 250 саженей. Местный землевладелец Гижицкий построил трёхэтажное здание станции: на первом этаже разместились служебные помещения, а на верхних двух — жильё для рабочих железной дороги.
Любашёвка: станция длиной в 156 лет

В 1868 году железнодорожная колея протянулась от Балты до Ольвиополя (ныне Первомайск Николаевской области). На этом участке заработала станция Любашевка, где построили внушительное трёхэтажное здание вокзала. До сих пор это самое высокое сооружение посёлка, если не считать элеватор.
Несмотря на свой почтенный возраст, станция Любашевка находится в прекрасном состоянии. Это памятник архитектуры и часть истории края. В 1880-х годах здесь жил с семьёй будущий заслуженный артист Малого театра и киноактёр Степан Кузнецов. Его отец, Леонид Карпович, арендовал станционный буфет, а юный Степан помогал отцу кормить пассажиров.

Открытие станции дало толчок развитию зернового хозяйства и перерабатывающих предприятий. Помещица Малиновская построила паровую мельницу, а также кирпичный завод, используя местные залежи глины и песка.
Солтановка и станция Заплазы: стальные артерии региона

В 1910 году через станцию Заплазы, расположенную в селе Солтановка, прошло два с половиной миллиона пудов грузов, из которых полтора миллиона составлял хлеб.
Во время Второй мировой войны станция подвергалась бомбардировкам, но ни один снаряд не повредил её здание. В 2000 году здесь провели капитальный ремонт, обновили внутренние помещения. Архитекторы предусмотрели защиту от вибрации проходящих составов — и за все годы на стенах не появилось ни одной трещины.
Семейное призвание: «Ну что, будешь машинистом?»
Железная дорога для жителей Любашёвки — не просто работа, а дело жизни. Среди потомственных железнодорожников — Николай Добровольский.
Листая подшивку газеты «Хлебороб» за 1980 год, он наткнулся на заметку «А машинистом будет», подписанную заведующей детсадом Ниной Трыхиной. В статье рассказывалось о семилетнем воспитаннике Коле, мечтавшем водить электропоезда, как его отец Пётр Добровольский.

Отец трудился на железной дороге всю жизнь — начинал сборщиком составов, затем стал машинистом тепловоза. Когда он возвращался из рейса, надевал на сына форменный картуз и, подбрасывая вверх, шутливо спрашивал:
«Ну что, будешь машинистом?»
Мальчик сдержал слово. Николай выучился на помощника машиниста тепловоза, работал в локомотивном депо Подольска. После службы в Вооружённых силах Украины он вернулся в родной коллектив, окончил Одесскую техническую школу и получил удостоверение машиниста.
Колея истории: какая железная дорога первая в Украине
Если отталкиваться от дат, то история железных дорог на украинских землях начинается не с грохота паровозов, везущих зерно к Одесскому порту, а с размеренного движения на западе, в пределах Австро-Венгерской империи. Именно здесь, на галицкой земле, на два года раньше, чем в Одессе, была проложена первая стальная магистраль.
Как раз 4 ноября 1861 года, когда на вокзал Львова (тогда Лемберга) торжественно прибыл первый поезд. Этот исторический рейс ознаменовал открытие железнодорожного сообщения на участке Перемышль — Львов. Длина пути составляла скромные по современным меркам 97 километров, но его значение было колоссальным.
К этой дате и привязали день Железнодорожника Украины.
Магистраль получила официальное название «Галицкая железная дорога имени Карла Людвига» (Galizische Carl Ludwig-Bahn) и стала частью масштабной транспортной сети империи Габсбургов. Она соединила ключевой город Галичины с европейскими путями, открыв новую эру в экономическом и социальном развитии региона.
А спустя четыре года, в 1865 году (строительство начали двумя годами ранее), была открыта стратегически важная Одесская железная дорога, связавшая Одессу с Балтой и давшая мощный толчок развитию Причерноморья. Но началась железнодорожная эпоха в Украине все же с галицкого маршрута 1861 года.
Справка ОЖ
Одесская железная дорога является одной из старейших в Украине. Ее длина — 4 тысячи 169 километров. Обслуживает шесть областей, пролегает через 65 городов, 134 поселка городского типа, 9 морских и 3 речных порта.
Читайте также:
- От Черного моря до Бирзулы: как строили и открывали первую Одесскую железную дорогу
- Одесский железнодорожный вокзал признали лучшим в Украине
- В Одессе хотят переименовать железнодорожную остановку: стартовало голосование


