Новости Одессы и Одесской области

День в истории: как строили и открывали первую железную дорогу из Одессы в Балту

День в истории: как строили и открывали первую железную дорогу из Одессы в Балту

В этот день, 16 декабря, в 1865 году была открыта Одесская железная дорога. «Одесская жизнь» вспоминает, как это было.

16 декабря 1865 года была торжественно открыта Одесская железная дорога, которая соединяла Одессу и Балту. В порту прошел торжественный молебен, а затем более 200 участников мероприятия сели в поезд, который отправился до станции Михельсталь (Веселый Кут), где состоялся торжественный обед.

Необходимость строительства Одесской железной дороги возникла более 150 лет назад, когда Российской империи потребовалось соединить юго-западную часть страны с остальной территорией. И первой такой дорогой стала Одесса – Балта, строительство которой началось в 1863 году в районе Бирзулы. Ее строили около трех лет и оплачивали работы из государственной казны. Дорога стала первой линией будущей Юго-Западной железной дороги, которая в течение 25 лет оставалась самой крупной в Российской империи.

Вскоре правительство приняло решение строить железные дороги не за казенный счет, а при участии акционерных компаний. Акционерам гарантировали большие льготы и продали даже государственные железные дороги. Концессию на Одесскую железную дорогу получило Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). Оно приняло на себя обязательство приобрести у государства дорогу от Одессы до Балты и построить железнодорожную линию от Кишинева до границы с Румынией. Все эти линии получили название Одесская железная дорога.

Карта Юго-Западных железных дорог

Одесские предприниматели предлагали также организовать движение грузов между важнейшими предприятиями города. Мимо Слободки-Романовки проходила железнодорожная ветка в Одесский порт и на Пересыпь, что в дальнейшем положило начало колосовскому направлению. С ростом пассажирского сообщения было решено строить для поездов местного сообщения отдельную железнодорожную станцию. Первый одесский вокзал находился в районе Алексеевской площади, а тупиковая станция – в районе Итальянского бульвара.

Ирина Сорокина
Источники: grad.ua; baltatown.narod.ru; Википедия

Актуальная информация ЗА Одессу в нашем Telegram канале! Новости, фоторепортажи и исторические факты про Одессу.
Читайте нас в Viber! На канале «Коммуналка» рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юрий
Юрий
1 месяц назад

Самое интересное, что в самой Балте ж/д станции нет. До нее нужно ехать порядка 8 км в село Белино. Жители Балты рассказывали мне, что во время строительства железной дороги местные биндюжники, как тогда назывались извозчики, занесли куда надо денег, чтобы до самой Балты дорогу не достроили. Ведь из Балты до Котовска они возили до паровоза, а со строительством железной дороги в Балте у них бы не было заработка. Теперь местные таксисты по сей день «отбивают» вложенные их предками деньги))

Еще по теме
Все новости
Выбор редакции
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: