16 декабря, в 1865 году была открыта Одесская железная дорога, соединившая город у Черного моря с Балтой. «Одесская жизнь» вспоминает, как это было.
16 декабря 1865 года была торжественно открыта Одесская железная дорога, которая соединяла Одессу и Балту. В порту прошел торжественный молебен, а затем более 200 участников мероприятия сели в поезд, который отправился до станции Михельсталь (Веселый Кут), где состоялся торжественный обед.
Необходимость строительства Одесской железной дороги возникла более 150 лет назад, когда Российской империи потребовалось соединить юго-западную часть страны с остальной территорией. И первой такой дорогой стала Одесса – Балта, строительство которой началось в 1863 году в районе Бирзулы (ныне город Подольск). Ее строили около трех лет и оплачивали работы из государственной казны. Дорога стала первой линией будущей Юго-Западной железной дороги, которая в течение 25 лет оставалась самой крупной в Российской империи.
Вскоре правительство приняло решение строить железные дороги не за казенный счет, а при участии акционерных компаний. Акционерам гарантировали большие льготы и продали даже государственные железные дороги. Концессию на Одесскую железную дорогу получило Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). Оно приняло на себя обязательство приобрести у государства дорогу от Одессы до Балты и построить железнодорожную линию от Кишинева до границы с Румынией. Все эти линии получили название Одесская железная дорога.
Одесские предприниматели предлагали также организовать движение грузов между важнейшими предприятиями города. Мимо Слободки-Романовки проходила железнодорожная ветка в Одесский порт и на Пересыпь, что в дальнейшем положило начало колосовскому направлению. С ростом пассажирского сообщения было решено строить для поездов местного сообщения отдельную железнодорожную станцию. Первый одесский вокзал находился в районе Алексеевской площади, а тупиковая станция – в районе Итальянского бульвара.
Источники: grad.ua; baltatown.narod.ru; Википедия
Самое интересное, что в самой Балте ж/д станции нет. До нее нужно ехать порядка 8 км в село Белино. Жители Балты рассказывали мне, что во время строительства железной дороги местные биндюжники, как тогда назывались извозчики, занесли куда надо денег, чтобы до самой Балты дорогу не достроили. Ведь из Балты до Котовска они возили до паровоза, а со строительством железной дороги в Балте у них бы не было заработка. Теперь местные таксисты по сей день «отбивают» вложенные их предками деньги))