Здесь суша соединяется с морем, здесь целый мир одесских достопримечательностей, и отсюда открывается особый вид на город – вроде как с палубы корабля. Отличное место для прогулок, особенно сейчас, когда и не жарко, и не дует зимний ветер. Это и в самом деле особое место – наш одесский Морвокзал.
Напомним, ночью 25 сентября российская ракета уничтожила отель «Кемпински-Одесса» на Морском вокзале Одессы. С 2011 года отель не функционировал и был законсервирован, но у нового владельца были далеко идущие планы по реконструкции отеля и прилегающей к нему территории.
Морской вокзал до попадания ракеты
Его официальное название звучит длинно и даже торжественно – Морской вокзал Одесского морского торгового порта. Тот, каким мы его видим, «родился» не так уж и давно – в 1968 году (архитекторы В. Головин и В. Кремляков).
Время от времени Морвокзал видоизменялся и началось это еще в 90-х годах прошлого столетия. Ну а самое большое его «внешнее преображение» за последние десятилетия произошло в самом начале века, когда здесь появилась гостиница «Одесса». Высотка изменила общий вид, была принята одесситами очень неоднозначно и сразу получила несколько не самых приятных «кличек». Она много лет пустовала, и время от времени появлялись новости о реконструкции отеля «Одесса».
Золотое дитя
«Полуостров» Морвокзала – это еще и прогулочная зона. В путеводителях по городу его называют «сердцем Одессы из металла и стекла». Сюда приходили и на море посмотреть, и судами-катерами полюбоваться, и всеми открывающимися видами – на город, на порт, на морские дали.
Он – как большая набережная с множеством своих изюминок. У здания Морвокзала вас встречает знаменитое «Золотое дитя» Эрнста Неизвестного, которое дарит удачу всем отправляющимся в море.
Жена моряка
Справа от главного здания Морвокзала, имитирующего пассажирский лайнер, – еще один памятник: с ребенком на руках стоит жена моряка. Она всматривается в море: не возвращается ли из долгого рейса муж-моряк? Этот памятник скульптора А. Токарева возник здесь в 2002 году, табличка рядом с ним – отрывок из стихотворения Ивана Рядченко, посвященный женам моряков, которые привычно живут ожиданием. У памятника есть примета: надо к нему подойти и попросить помощи, если возникла сложная ситуация…
Музей якорей под открытым небом
На Морвокзале есть свой выставочный комплекс, а еще – настоящий музей под открытым небом, где собраны якоря, очень давние и более современные. Даже если погода совсем не прогулочная, и людей сюда пришло совсем мало, они обязательно станут изучать якоря, не устающие привлекать посетителей. Все обходится без гида: достаточно поясняющих табличек. Экспозиция собрала якоря, обнаруженные в Черном море в самые разные времена.
Старинная пушка и мемориальные доски
Здесь же – старинная пушка, которая была обнаружена при реконструкции складских помещений порта в 2007 году, и мини-мемориал в память о погибших на «Адмирале Нахимове».
Рядом – две мемориальные доски: погибшему генералу И. Швыгину, освобождавшему одесский порт в 1944 году, и в память о моряках-китобоях, похороненных в водах Атлантики.
Покровитель мореплавателей
Спускаемся ниже: всегда чисто и ухожено, ну разве что плитку в некоторых местах пора менять. Провожаем взглядом очередной прогулочный катер.
А на причале перед нами – не так давно появившийся храм Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. Кстати, церковь строилась еще и как дань памяти. На сегодняшней улице Приморской, на месте нынешнего входного павильона Морвокзала, возвышалась церковь Святого Николая Чудотворца. Была, как и многие другие, разрушена большевиками.
Рядом с церковью установлен судовой колокол. Кстати, запоминаем примету, начертанную рядом с ним: «Судовой колокол берегли, как зеницу ока. Считалось, что его звон отпугивает «злые силы».
Впрочем, о «злых силах» на этом «полуострове» мысли как-то не приходят: здесь особый воздух, особая аура и всегда создается некое романтично-мечтательное настроение…
Также смотрите наш фоторепортаж: Весна на одесском Морвокзале: маяк, «Морячка», катера.
Фото автора
А почему бы не показать каким был новый морвокзал в 1968-м году?
Таким каким его строили люди в этом понимающие?