Историями, когда врачи сегодня могут поставить диагноз по телефону, никого не удивишь. Да и к узкому специалисту (например, к ЛОРу) с острой болью не всегда удается попасть быстро. Почему не все пациенты довольны изменениями, которые происходят в сфере медицины, и что говорят сами врачи о медреформе?
Диагноз по Вайберу
Рекомендации Минздрава о том, что семейные врачи могут не ходить по вызовам пациентов на дом, а вправе ставить диагноз и назначать лечение в телефонном режиме (онлайн), некоторыми семейными врачами была воспринята совершенно однозначно: на вызовы ходить не обязательно. И сегодня есть пациенты, никогда не видевшие своего семейного врача, с которым подписали декларацию. Документы передали через медсестру, она все оформила в компьютере. Или пришли в амбулаторию только раз, чтобы эту самую декларацию подписать. Так чисто формально люди получали своего семейного врача.
Медики со стажем хватаются за голову: большинство болезней изменили характер течения. Они успешно «маскируются» под другие недуги. И необходим немалый опыт врача, дабы распознать что происходит на самом деле. Сделать это на расстоянии, без непосредственного общения с человеком – из разряда фантастики. Отсюда — неправильные диагнозы и лечение, ухудшение состояния больного и неизбежные более ранние уходы из жизни.
Интересно, что частные амбулатории семейной медицины обязывают своих врачей посещать пациентов на дому. Диагностирование по телефону, особенно людей в возрасте, с букетом хронических болезней, там сведено до минимума. Как следствие, происходит отток пациентов в частные амбулатории семейной медицины. Там врачи находятся в непосредственном контакте с пациентами, и это больше соответствует тому, что принято называть здравоохранением. Медицинской помощью, а не услугой, которую можно оказывать на расстоянии.
«Скорая» приедет, если повезет
Все чаще слышу от людей в возрасте старше 70 лет, что «скорая» к ним по вызову не едет. Так, резкое повышение давления ночью не считается важной причиной для приезда медиков. Оператор «скорой» посоветует обратиться к семейному врачу. Совет, конечно, хороший. Но до утра, когда откроется амбулатория семейной медицины, еще надо дожить, добраться туда. А у семейного врача еще запись на неделю-другую вперед. Может и не принять.
Попасть к врачу можно, но как
Недавно стала свидетелем такого диалога. Женщина, онкобольная, пришла к семейному врачу после двух курсов химиотерапии. Ее организм требовал перерыва и поддержки, чтобы выдержать следующие курсы химиотерапии. Ей нужно было направление в одно из отделений областной больницы для прохождения поддерживающей терапии.
— Я не могу дать вам направление туда, — сказала семейный врач. – Надо пойти в поликлинику областной больницы.
— В прошлый раз мне пришлось провести там три дня, — растерянно сказала пациентка. – Людей очень много. Сейчас я такого долгого сидения в очереди не выдержу.
— Но другого выхода нет, — подытожила врач.
Не меньше проблем возникает и с записью к специалистам. Например, с острой болью в ухе человеку нужно показаться ЛОР-врачу. Сначала направление к нему надо получить у семейного врача (тогда платить за визит не придется). Потом с направлением отправиться в медучреждение, где принимает ЛОР. У этого специалиста обычно запись на неделю-другую вперед. Если же состояние ухудшается, и пациент хочет попасть на прием сразу, ему придется заплатить. И тогда его действительно ЛОР примет сразу. Направление на бесплатный прием этого, увы, не гарантирует.
Надо быть здоровым, чтобы тебя вылечили
Парадокс? Нет, реальность. Люди должны иметь большой запас прочности, чтобы выдержать приблизительную диагностику по телефону, выжить от стандартно назначаемых лекарственных препаратов. Чтобы выстоять в очередях за направлениями на бесплатные обследования, на прием к специалистам. Так может ли быть успешной реформа, если в результате ее проведения утеряно самое главное – человек и забота о его здоровье?
Что говорят специалисты?
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили председателя Одесской областной профсоюзной организации работников здравоохранения Галину Кокшарову.
— Семейным врачам гарантировали высокую заработную плату при условии, что они будут знать каждого, с кем подписывают декларацию. Чтобы понимать: к одному пациенту по вызову надо прийти обязательно, а другого можно консультировать по телефону. Но никто выполнение этого требования не проверил. Главное заключалось в том, чтобы семейный врач набрал 1900 задекларированных пациентов на свою зарплату.
— Сакраментальный вопрос: что делать?
— Сейчас, думаю, надо либо вводить стимулы за обслуживание вызовов на дому, либо возвращать посещения на дому как обязательные. Аналогично и с работой «скорой». Виртуальное диагностирование острых ситуаций действительно чревато ошибками. А это жизни людей.
— Теперь, чтобы попасть на бесплатный прием к окулисту, ЛОРу, хирургу, урологу человек сначала должен попасть к семейному врачу и у него получить соответствующее направление. Без направления визит станет платным. Потом, с направлением, надо идти туда, где принимают специалисты. Это другое лечебное учреждение. Поскольку специалистов мало, а пациентов – много, там очередь тоже на неделю-другую вперед.
— А зачем это надо было делать? Раньше в поликлинике принимали и терапевты, и узкие специалисты. Все было рядом, помощь была доступной. А теперь надо побегать: все – и врачи и лаборатории — разбросано по разным адресам.
— Интересно, что за рубежом, в частности в США, в семейных амбулаториях появляются кардиологи, гинекологи, эндокринологи и другие узкие специалисты.
— Их амбулатории превращаются в наши прежние поликлиники. Понятно, почему – многие заболевания протекают по-другому, дают осложнения. Ковид оставил серьезные последствия. Одному семейному врачу в этом не разобраться. Он должен работать вместе с коллегами других специализаций. Только возьмут ли это во внимание у нас?
Светлана Комисаренко
Читайте также: