Ключевые моменты:

  • С 1 сентября 2025 года образовательную субвенцию не получат школы с менее чем 45 учениками (со следующего года – 60). Из-за войны и миграции количество детей в общинах стремительно падает, и все больше учебных заведений находятся под угрозой закрытия или реорганизации.
  • Пограничная гимназия Тарутинской общины избежала сокращения благодаря одному дополнительному ученику, а школы в Яровом и Слободке сохранят еще на год за счет местного бюджета. В общине ремонтируют школы и пищеблоки, но не хватает автобусов и учителей — в этом году не приехал ни один молодой педагог.
  • Количество школьников в Бородинской общине сократилось на 30% по сравнению с довоенным временем, в трех селах нет первых классов. Под вопросом существование пяти школ, содержание которых будет стоить более 10 млн грн в год, что непосильно для местного бюджета.
  • Для организации подвоза учеников нет достаточного количества автобусов — часть передали ВСУ, а обещанных новых не получили. Плохие дороги затрудняют возможность централизованного обучения в больших школах.
  • В некоторых селах рождается только один-два ребенка в год, классы исчезают (в Вознесеновской гимназии нет второго и третьего классов, в Слободской — пятого и восьмого). Закрытие детских садов и отъезд семей делают перспективы сохранения сельских школ все менее реалистичными.

Постоянные читатели «Одесской жизни», наверное, помнят материал, напечатанный в №16 от 23 апреля под названием «Переживут ли реформу школы в Бессарабской и Буджацкой общинах?». Речь шла о новой норме, введенной Министерством образования в рамках школьной реформы, которая предусматривает, что с 1 сентября образовательную субвенцию не будут получать школы, где обучается менее 45 учеников, а в следующем году – менее 60 учеников.

До первого сентября остались считанные дни, и на вопрос, какие малокомплектные школы будут работать как гимназии, а какие вообще не будут, должен быть ответ.

Удалось ли решить вопрос и какие школы в Бородинской и Тарутинской общинах встретят учеников в этом учебном году, мы попытались выяснить.

Школам не хватает самого главного – детей

Сразу замечу, что лето ничего не решило – реформа продолжается, требования остались. Ситуация же, наоборот, еще больше ухудшилась. Из-за войны люди продолжают уезжать из страны, а это значит, что количество детей постоянно уменьшается. За летние каникулы их стало еще меньше. И если в апреле я еще задавала вопрос «Переживут ли реформу сельские школы?», то сейчас, с полной ответственностью, как журналист, который постоянно отслеживает эту тематику, отвечаю – сельские школы реформу не переживут, с каждым годом их количество будет уменьшаться. И причина одна: школам не хватает самого главного – детей.

Вы только вдумайтесь, в июле в Бородинской общине родилось всего два ребенка, а в этой общине 33 населенных пункта! Итак, слово специалистам – руководителям отделов образования, местного самоуправления, директорам школ, которые расскажут, как внедряется школьная реформа в общинах.

Судьбу школы решил один ученик

Оксана Кушнир
Оксана Кушнир

Оксана Кушнир, руководитель отдела образования Бессарабского поселкового совета, Тарутинская громада:

– Сразу скажу, что стоял вопрос о реорганизации гимназий в Слободке, Яровом и Приграничном. Приграничное только что выскочило из этого списка – там добавился один ученик и школа набрала 46 детей, следовательно, она будет работать за счет образовательной субвенции. 

Для малокомплектных школ Ярового и Слободки тоже есть хорошая новость – руководство Тарутинской громады решило сохранить им статус гимназий и продержать их еще год за счет местного бюджета. Также есть решение оставить бесплатное питание.

Мы хорошо подготовились к учебному году. Во всех школах, детских садах сделаны ремонты. В Ярославовской гимназии за счет местного бюджета сделан капитальный ремонт пищеблока и столовой, в Соборненском лицее – ремонт укрытия, в Петростальском – заменены окна. Кстати, в этом лицее большую помощь оказывают родители – они охотно работают над обустройством и благоустройством школы.

С начала войны значительно уменьшилось количество учеников. В этом году в школу по всей общине ходят 136 первоклассников, а всего у нас 2053 школьника. Для внедрения реформы нам не хватает школьных автобусов и нормальных дорог между селами. Сегодня новый автобус стоит около четырех миллионов гривен – это слишком большие деньги для общины.

Также возникает проблема нехватки учителей – если раньше каждый год к нам приезжало 10-12 молодых учителей, то в текущем – ни одного.

Судьба пяти школ в Бородинской общине до сих пор под вопросом

Сергей Лунгу, руководитель отдела образования Буджакского поселкового совета, Бородинская громада:

– Два дня у нас работала комиссия из Болградской райадминистрации, проверяла готовность школ к учебному году. Выводы хорошие – все 17 учебных заведений готовы к первому сентября.

Первого сентября в общине в школу идет 91 первоклассник, а всего – 1495 детей. Это на тридцать процентов меньше, чем до войны. Совершенно нет первых классов в Победе, Матильдовке и, впервые за время существования, – в Высочанском лицее. Во время нашего с вами разговора в апреле я сказал, что под вопросом лишение статуса гимназии только одна школа – Вознесеновская. Сейчас их уже пять – Ламбровская, Вознесеновская, Победовская, Богдановская, Ганновская (Лесненский старостат). Вероятно, Богдановскую мы сохраним, туда будут возить старшеклассников из Ламбровки, по остальным окончательного решения пока нет.

Кому нужны маленькие школы?

Іван Кюссе
Иван Кюссе

Иван Кюссе, председатель Бородинской общины:

– Я сам по профессии учитель, и как учитель понимаю, что если в селе нет школы, то в конце концов не будет и села.

Однако как глава общины и госслужащий знаю, что содержать маленькие школы государству нет смысла, а общине слишком дорого. Сейчас перед нами дилемма – как сохранить и село, и школу. Мы подсчитали: для того, чтобы содержать эти пять школ за средства общины, нужно потратить за год 10 миллионов 700 тысяч гривен. Наша община молодая и имеет не настолько большой бюджет, чтобы содержать эти школы.

Также отмечу, что в нашей общине самое большое количество школ по всей Одесской области по сравнению с другими общинами. Поэтому вижу единственный выход – организовать подвоз старшеклассников Ламбровской школы в Богдановскую, Вознесеновской – в Новодолинский или Евгеновский лицеи, Победоносной – в Веселодолинский и Анновской – в Лесненский лицей. Однако как это организовать?

В начале войны мы отдали три автобуса для нужд ВСУ. Нам пообещали, что постепенно предоставят новые. Время прошло, а мы до сих пор не получили ни одного автобуса от Одесской облгосадминистрации. А сейчас они нам очень нужны. Кроме того, есть проблема плохих автодорог. Честно говоря, я не знаю, как решить эти проблемы. На днях соберём директоров школ – обсудим, как поступить. Окончательное решение будут принимать депутаты на сессии.

Из двух садиков остался один

Олег Ткаченко
Олег Ткаченко

Олег Ткаченко, директор Бессарабского учебно-воспитательного комплекса:

– Наше учебное заведение находится на автономном финансировании. То есть мы решали проблемы благоустройства школы за счет школьной земли, которую сдавали в аренду, и помощи общины. В этом году, согласно новому законодательству, землю мы передали в коммунальную собственность общине.

За счет остатка денег на школьном спецсчете успели сделать ремонт в лицее и детском саду «Тополек». В прошлом году поменяли крышу школы и оборудовали укрытие. Кроме этого, по государственной программе и софинансированию со стороны общины, обустроили кабинет «Защита Украины». Оборудование стоило около двух миллионов гривен – здесь есть все необходимое для учебной военной подготовки, даже учебные дроны и автоматы. В общине – это единственный кабинет, поэтому из каждой школы к нам будут по очереди подвозить детей.

А вот в плане количества учеников хвастаться нечем. Первого сентября в школу идут 44 первоклассника, до войны их было 77-80. Если раньше у нас было по четыре-пять первых классов, то последние несколько лет только два. Из-за войны, миграции, низкой рождаемости мы потеряли один детский сад. До войны в Бессарабском их было два – «Тополек» и «Малятко», в каждом по четыре группы, то есть восемь групп. Сейчас остался только «Тополек», в котором работает четыре группы.

Печальная статистика

Валентина Нєдова
Валентина Нєдова

Валентина Недова, руководитель Вознесеновской гимназии, Бородинская община:

– Весной мы еще надеялись, что что-то изменится. Однако чуда не произошло. Сейчас решаем, куда лучше подвозить 30 старшеклассников – в Евгеновский лицей или в Новодолинский. Родители настаивают на Евгеновском, однако в Новодолинском новый автобус, поэтому руководство общины считает, что лучше выбрать Новодолинскую школу. Надо учитывать, что у нас учатся дети не только из Вознесеновки, но и из Червоного, откуда дорога полностью разбита. Ждем, что вопрос вскоре будет решен.

В первый класс в Вознесеновке идут четыре ребенка, второго и третьего классов нет. Всего в начальной школе будут учиться десять детей. За годы войны около двадцати учеников уехали из села. Такова печальная статистика.

Восьмого класса нет – все ученики уехали

Мария Табакар, директор Слободской гимназии, Тарутинская община:

– Тарутинская община решила нас сохранить и финансировать за счет общины. Это очень радостная новость. Хотя мы понимаем, что это только на год, ведь новой реформой наша судьба уже решена. В этом году в школу идут пятеро детей. Уже сейчас у нас нет пятого и восьмого классов – за последний год все шесть учеников восьмого класса уехали вместе с родителями. Всего за три года войны уехало 12 учеников. В этом учебном году у нас будут учиться 29 детей. Надеемся, что, учитывая то, что по реформе сокращению подлежат только начальные классы, школа, возможно, в другом статусе, но будет жить. Пока в селе будут дети. В июле в селе родился первый младенец за год, значит, жизнь продолжается.

***

P.S. Мы будем следить за событиями и обязательно расскажем читателям «Одесской жизни», как разрешится ситуация в Бородинской общине с малыми школами и что решат депутаты.

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии