Ключевые моменты:
- Одесса давно нуждается в метро, особенно для связи отдалённых районов с центром. Но география и застройка города создают трудности.
- Под землей — сеть катакомб, слабые породы и грунтовые воды. Строительство тоннелей потребует больших затрат и современных технологий.
- Даже наземный вариант метро в историческом центре невозможен без ущерба архитектуре. Первым шагом должна стать геологическая карта города.
Почему метро в Одессе до сих пор не построили
О строительстве метро в Одессе говорят уже десятки лет. Город вытянут вдоль моря, а отдалённые районы, такие как Таирова или посёлок Котовского, остаются плохо связаны с центром. Метро могло бы решить проблему, но проект тормозят не только деньги, но и сложная геология региона, рассказал Сергей Кадурин.
Главная преграда для строительства метро в Одессе — уникальные подземные условия, считает специалист. Под городом — целая система катакомб, которые находятся близко к поверхности, на глубине всего 20–30 метров. Чтобы проложить метро, придётся уходить значительно глубже, сквозь нестабильные породы, а это требует дорогих технологий и гидроизоляции.
Район Пересыпи — особая проблема
Один из самых сложных участков — район Пересыпи. Здесь нет привычных для города известняков, а вместо них — рыхлые речные и морские отложения. Метро в этой зоне пришлось бы строить ниже уровня моря, в нестабильных глинах. Это технически возможно, но крайне дорого и рискованно.
— Если мы поедем через Пересыпь в район поселка Котовского, это может быть сделано, как комбинированная система, когда какая-то часть будет под землей, какая-то над землей. Это зависит от просчета и создания проекта, — подчеркивает Сергей Кадурин.
Кроме того, придётся преодолевать водоносные горизонты, что создаёт дополнительные угрозы обрушений и затоплений. По словам Кадурина, строить метро можно только с надёжной системой водозащиты и герметизации.
Статья по теме: Хроники Одесского метро: почему его так и не построили
Надземное метро — не выход
Альтернативой может быть надземное метро, как в других странах. Но в центре Одессы плотная историческая застройка, и для массивных конструкций просто нет места. Такие проекты могут повредить архитектурное наследие города, особенно если «второй этаж» метро будет проходить над дорогами или крышами домов.
— К тому же это историческая часть города, и это культурное наследие. И вмешательство туда с такими огромными конструкциями, которые должны идти даже где-то там над крышей, это огромная проблема, даже по защите культурного наследия, — говорит геолог.
Стоимость также будет отличаться в зависимости от маршрута. Например, прокладка путей в центре гораздо дороже, чем на окраинах. Поэтому, прежде чем говорить о строительстве, необходимо провести комплексное инженерно-геологическое обследование города.
Первый шаг — понять, что происходит под землей
Перспектива метро в Одессе остается открытой, но скорее как долгосрочный стратегический проект. Для его реализации нужны не только средства, но и новые технологические решения, адаптированные к уникальной геологии города.
— Одессе, для того, чтобы расти, нужно решение большого количества транспортных вопросов, — отмечает Сергей Кадурин.
Геолог отмечает, что даже без строительства метро город сталкивается с рисками: разрушение катакомб, изменение уровня грунтовых вод, подтопления. Поэтому важно начать с научного анализа и составления геологической карты. Только после этого можно говорить о реальных перспективах метро.
Ранее мы сообщали, почему в Одессе не могут решить транспортную проблему Аркадии.



Про метро в Одессе -смешно слушать. Если бы это было возможно, то при Союзе давно бы сделали)))
Просто словоблудие разводите — абы что-то сказать да написать, геолога нашли, где? У нас геологов не учат уже лет-лет))), а если и есть несчастные — простые теоретики, все экспедиции геологические канули в лету ….
Если и говорить про метро, то только наземное и то, частичное покрытие, остальные участки будут «как-то так». Да, вы забыли упомянуть про водный вид транспорта, который, опять же, был хорошо развит при Союзе да при Российской империи…
И только высоко на земное. По другому не получится. В будущем, если смотреть в перед, все будет только лучшее и все решиться.
Строительство возможно : замораживание водоносных горизонтов в местах прохождения выработок, тампонаж полостей нагнетанием через скважины.. Под Ла Маншем туннель проложили, дорогу построили.. Московскому метро уже сколько лет и там плывунов хватает, явно не скальные породы, прошли сто лет назад, при допотопных технологиях.. На Украине нет!!!! ни денег, ни геологов, ни метростроевцев, ни проектных институтов, ни желания, ни умения властей ,что либо создавать и строить . Ни хрена не будет!!!
Надеюсь, метро в Одессе в центре не будут даже начинать строить. Чтобы ничего не испортить. А окраины можно снабдить метро, чтобы добираться ближе к центру. Дальше -пересадка на другой транспорт.
Разведку бурением скважин вели в 60-е годы. Было бы можно — построили бы !