Ключевые моменты

  • Писатель и капитан Александр Сагайдак рассказал о четырех загадках Одесского залива.
  • Здесь наблюдается необычное магнитное склонение (стрелка компаса сильно «скачет») и атмосферная надрефракция (фата-моргана), из-за которой можно видеть корабли, что “парят в воздухе”.
  • Уровень воды определяется сгоном и нагоном от ветра. Это явление привело к катастрофе английского фрегата «Тигр», который обстреливал Одессу.
  • Авария сухогруза «Моздок» в 1972 году оставила экологический след: пляжи были засыпаны пенопластом. А яд с него утилизировали только в октябре 2023 года.

Тайна первая. Магнитная

Писатель и капитан Александр Сагайдак
Писатель и капитан Александр Сагайдак рассказал о четырех загадках Одесского залива

– Одесский залив – очень специфическое место, – отмечает Александр Сагайдак. – И не только потому, что на его берегах родилось много известных людей, но и потому, что здесь есть определенная геологическая специфика, последствия которой мы наблюдаем.

На морских картах Одесского залива можно увидеть пометки, указывающие на необычное магнитное склонение*.

Магнитное склонение в Одесском заливе может достигать до 10 градусов
Магнитное склонение в Одесском заливе может достигать до 10 градусов

С давних времен моряки заметили, что от Малого до Большого Фонтана переход склонения очень большой – стрелка компаса «скачет» более чем на десять градусов. Магнитная аномалия никак не связана с месторождениями металлов или руды. Почему все же это происходит – тайна, которую ученые до сих пор не разгадали. Существует версия, что это явление связано с частицами металла, которые выносит Днепр, и которые течения приносят в Одесский залив.

*Магнитное склонение – это разница между направлением, куда указывает стрелка компаса, и истинным направлением на географический север. В разных точках земного шара величина склонения может существенно различаться.

Тайна вторая. Атмосферная

Наверное, вы наблюдали воочию или видели многочисленные фото в интернете морских судов, которые якобы висят в воздухе. Это – еще одна специфичность, которая наблюдается не то чтобы очень редко, но не во всех районах Мирового океана. Научное название этого явления – надрефракция*, люди называют это миражом или фата-морганой. Для тех, кто связан с морем, здесь нет ничего таинственного, а для людей сухопутных – это всегда сюрприз и восторг.

Одесситам повезло наблюдать миражи чаще, чем людям в других местах планеты. Например, в хорошую, солнечную погоду, если вы выйдете на пляж «Ланжерон» или «Дельфин», можно увидеть противоположный берег Одесского залива.

– В особо ясные дни или зимой, когда атмосферное давление довольно высокое, можно увидеть даже вход в Днепро-Бугский канал возле Очакова, – утверждает Александр Сагайдак.

С географической точки зрения это в принципе невозможно, ведь тот берег находится за горизонтом (расстояние до Очакова примерно 35 миль, а это более 60 километров). Впрочем, благодаря этой аномалии наш глаз может видеть предметы, которые находятся далеко за горизонтом. Правда же, волшебная возможность?!

Фата Моргана - летящее судно в Одесском заливе
Явление рефракции (Фата Моргана) в Одесском заливе. Благодаря ему судно кажется будто летит в воздухе

*Рефракция – явление, при котором луч (световой или звуковой) сгибается сильнее, чем обычно, и из-за этого мы видим или слышим объекты не там, где они на самом деле ест, или в другой форме. Когда воздух имеет разную температуру или влажность, свет может сгибаться сильнее. Из-за этого далекие предметы будто поднимаются, передвигаются или искажаются.

Тайна третья. Ветреная

Взрыв фрегата "Тигр"
Взрыв фрегата «Тигр»

Еще одно явление, которое влияет на наше судоходство, – сгон и нагон воды в Одесском заливе.

– Сто-двести лет назад это очень влияло на судоходство, – говорит Александр Сагайдак. – Дело в том, что приливных явлений в Черном море практически нет, они измеряются буквально сантиметрами. А вот сгон и нагон воды от ветра может достигать до полутора метров. Наблюдать это явление можно на пляжах, где есть волнорезы. Обычно они находятся где-то на полметра под водой. Во время сгона воды мы можем увидеть те же камни уже над водой.

Классический пример влияния этого явления на судоходство, и даже на геополитику, – атака части британской эскадры на Одессу во время Крымской войны в 19 веке.

Капитан знаменитого английского фрегата «Тигр» смог подойти к одесскому берегу только потому, что оказался в заливе в период нагона воды. Осадка судна позволила подойти близко и начать почти вплотную расстреливать побережье, чего никто не ожидал. Затем начался сгон, и фрегат сел на мель. В это же время прапорщик Щеголев смог все же настроить орудия на береговой батарее и достойно ответить противнику. Пушку с «Тигра» мы до сих пор видим на Приморском бульваре.

Пушка с фрегата "Тигр"
Пушка с фрегата «Тигр» на Биржевой площади в Одессе

Недавно мы рассказывали, как сменили мемориальную табличку на постаменте, на котором стоит пушка.

О том, как выглядит сейчас Приморский бульвар, мы рассказывали вот здесь. Также можно посмотреть, как выглядел Приморский бульвар без памятника Пушкину.

Тайна четвертая. Экологическая

Затопление теплохода "Моздок"
Затопление теплохода «Моздок»

Одесситы, чье детство пришлось на середину 1970-х годов, должны помнить, как все пляжи были засыпаны белыми пенопластовыми шариками.

– Мы тогда гадали, что же это такое, но никто ничего не объяснял, – вспоминает Александр Сагайдак.

На самом же деле этот пенопласт появился потому, что его использовали для судоподъемных работ. Поднимали сухогруз «Моздок», который затонул при столкновении с болгарским танкером. Это произошло в районе Малого Фонтана в 1972 году.

– Там не все так просто было, во время этого столкновения. Как потом сделали выводы некоторые члены комиссии, наблюдалась радиорефракция – отклонение радарного луча. То есть радарный сигнал ушел вверх и потому они на «Моздоке» не увидели другого судна. С моей точки зрения, этот вывод не очень убедительный. Видимо, просто не хотели осуждать капитана, хотя действительно был туман и сложные погодные условия.

О таком явлении, как «кипение» Черного моря, и его причинах «Одесская жизнь» писала год назад.

– Семь лет я работал вместе с электриком с этого судна, – вспоминает Александр Сагайдак. – этот человек спасся на спасательной шлюпке. И он действительно плавал на волнах Черного моря часов семь. Очень сильно простудился, и у него из-за аварии изменился даже голос.

Но последствия этой аварии еще долгие годы ощущали все одесситы, ведь судно было нагружено удобрениями, которые имели в своем составе диоксины.

– Следы от подобных диоксинов можно увидеть на лице нашего бывшего президента Ющенко. Тогда еще не знали о том, что удобрения с примесями этих диоксинов очень вредны. Затопленные удобрения с судна подняли и складировали в районе Алтэстово.

Затопление теплохода "Моздок"
Затопление теплохода «Моздок»

Почти пять десятков лет груз, поднятый с морского дна, находился в так называемом ядомогильнике. Местные жители били тревогу, ведь после обильных дождей химикаты проникали в почву, а отравленные воды – в Хаджибейский лиман. Лишь в октябре 2023 года Одесская ОВА сообщила о том, что опасный груз наконец был утилизирован.

Читайте также:

Фото «Моздока» с сайта издания «Судоходство»; фото пушки с сайта «Архитектура Одессы»

Спросить AI:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии