Ключевые моменты

  • Балтский лицей стал одним из 30 заведений Украины, которые пилотируют новую трехлетнюю профильную старшую школу.
  • Учреждение инвестировало 11 млн грн в модернизацию: STEM-кабинеты, интерактивные панели, доступное укрытие и зоны отдыха.
  • Ученики уже выбирают между четырьмя профилями, а учителя интегрируют предметы и создают авторские спецкурсы — от AI до истории через кино.
  • Главные вызовы — нехватка помещений и непредсказуемое количество желающих учиться в старшей школе, однако лицей остается сосредоточенным на индивидуальном развитии каждого ребенка.

Стартуем без учебников

– Надия Валерьевна, с 2027 года украинские старшеклассники будут учиться по новой трехлетней системе профильного образования. Как это будет происходить?

Надия Коптева - директор Балтского лицея №1 имени Олеся Гончара
Надия Коптева — директор Балтского лицея №1 имени Олеся Гончара

– Трехлетняя система профильного образования предусматривает право выбирать собственную образовательную траекторию, гибкие учебные планы и меньшее количество обязательных предметов. Но отмечу, что мы не знаем, будем ли академическим лицеем. Готовиться к реформе лицей начал еще до старта Новой украинской школы в 2017 году. Начали мы с двух экспериментальных первых классов. Сейчас эти дети – девятиклассники. Именно они первыми пройдут путь трансформации полностью.

– С чего начинали?

– В 2017 году учитель Валентина Щур стала одной из первых в Украине, кто начал работу в одном из экспериментальных классов НУШ, а их было два. Старт был непростым: без учебников, модельных программ и четких ориентиров. До всего доходили собственными силами, искали материалы, разрабатывали методики. Теперь видим, что усилия были не напрасными.

На спецкурсе "Я исследую Галактику"
На спецкурсе «Я исследую Галактику»

По словам Надии Валерьевны, материальная база выросла в сотни раз. Лицею выделили средства, чтобы можно было организовать достойное образовательное пространство.

– У нас есть учебники, пособия, технические средства именно для пилотных классов, – говорит директор. – Полностью укомплектовали кабинеты биологии, географии, физики, математики. Благодаря автономии учителя могли сами выбрать то оборудование, которое им нужно для работы.

У нас уже была педагогическая интернатура – работа с молодым педагогом, которому назначается наставник. С его помощью учитель осваивает профессию на практике.

Учиться можно и с комфортом на… подушках

– Что усовершенствовали в лицее в первую очередь?

– Лицей получил около 11 миллионов гривен – софинансирование государства и городского совета. Эти средства мы использовали для оснащения кабинетов.

Сейчас все кабинеты оснащены интерактивными панелями. Это важно в условиях современной школы, где акцент делается на STEM-дисциплины (естественно-математический цикл).

Также оборудовали укрытие пандусами и подъемником, что упрощает доступ маломобильных учеников. Укрытие имеет мощную вентиляцию, запасной выход, туалеты, умывальники.

Интегрированный курс "Здоровье, безопасность, благополучие"
Во время урока интегрированного курса «Здоровье, безопасность, благополучие»

Есть в школе и зона без гаджетов. Там привели в порядок помещение, где раньше техработники хранили вещи: утеплили пол, обили стены, разложили подушки – и это стало любимым местом детей. Там они играют, общаются и читают книги.

– Еще одну такую комфортную зону мы сделали на втором этаже, – рассказывает Надия Валерьевна. – Здесь, кстати, можно провести урок в неформальной обстановке.

В этом году начал работать кабинет «Защита Украины», где есть современные средства обучения. Наше учреждение стало центром для изучения этого предмета, поэтому к нам приезжают ученики из других школ.

– Определились ли ученики с профилем?

– Да. У нас весь десятый класс выбрал между четырьмя профилями. Раньше были математический, исторический, биологический и филологический. Но, изучив запросы детей, мы увидели, что их интересует правоведение. Поэтому теперь четыре профиля: математика; история и правоведение; филология (с усиленным изучением иностранного языка) и биология.

Что должен знать учитель?

– Есть ли разница между нынешними уроками и прежними?

– На современном уроке учитель не просто излагает материал, а интегрирует разные предметы, привлекает учеников и коллег. Благодаря этому дети видят взаимосвязь знаний.

Например, урок языка можно объединить с уроком биологии, провести параллели, чтобы дети поняли, насколько все в мире связано.

Идет урок курса "Я исследую мир"
Идет урок курса «Я исследую мир»

Особенно важна компетентность учителя – ведь речь об интегрированных курсах. Например, объединяются биология, химия, физика. И учитель должен уметь сочетать это на уроке. Непрофильные предметы интегрируются, чтобы высвободить часы для спецкурсов или углубленного изучения профилей. Логично, что есть период адаптации: в десятом классе ученики пробуют себя в разных направлениях и при необходимости могут сменить профиль.

Это важно, потому что в старших классах количество обязательных предметов уменьшается, а углубленных – увеличивается. Большинство детей пока не определились с профессией, поэтому мы объясняем, что выбор профиля связан с тем, чем ребенок хочет заниматься после школы. Общаемся и с родителями, которые должны прислушиваться к желаниям ребенка.

«Сухие» знания не нужны

– Лицей экспериментирует и довольно успешно. Что главное?

– Одна из основных идей реформы – свобода выбора. Ученики могут выбирать не только профиль — естественный, математический, языковой, — но и курсы по интересам: краткосрочные, межклассные, авторские.

В лицее уже экспериментировали с их созданием. Хотели узнать, насколько учителя понимают, что их ждет.

Среди предложенных учителями курсов: «Основы работы с искусственным интеллектом», «Биология космоса», «Нетрадиционная медицина», «История через кино: где правда, а где вымысел?».

Дети на мастер-классе по приготовлению еды
Для детей в Балте даже создали кулинарный курс – «Мастер Шеф Дети»

Но для преподавания выбрали курсы, утвержденные МОН: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Язык вокруг нас», «Критический анализ текста», «История мировой художественной культуры».

Это то, что интересно детям и пригодится в жизни. Ведь новая философия урока – компетентность вместо «сухих» знаний.

И комиксы генерируют, и тетради проверяют

– Скажу откровенно: чтобы создать современный урок, недостаточно собрать материал. Мы проводим презентации, используем онлайн-платформу для графического дизайна, генерируем комиксы. И при этом никуда не девается проверка тетрадей и выполненных заданий. Это непросто, но очень интересно. Учителя настолько увлекаются, что забывают о времени.

Урок иностранного языка в Балте
Во время урока иностранного языка

Но есть и другая сторона медали. Реформа – стресс для педагогов. Не все готовы. У некоторых, по словам директора, есть страх: «А вдруг не справлюсь?» Поэтому в лицее много работают внутри коллектива: коллеги поддерживают друг друга, разбираются вместе, помогают.

Два вызова для лицея

– Надия Валерьевна, есть ли опасения?

– Знаете, даже лучшая реформа не работает без людей, помещений и ресурса. И именно здесь возникают главные вызовы. Один из них – количество учеников, которые захотят учиться в старшей школе. Из двух пилотных девятых классов кто-то выберет профессионально-техническое училище, кто-то сменит траекторию. Поэтому открывать большое количество профилей при наличии одного-двух классов сложно — просто некому будет учиться. Надеемся, что подтянутся дети из других школ, в том числе сельских.

На уроке физики
На уроке физики

Еще один вызов – помещения. Если лицей станет отдельным академическим учреждением, понадобится больше специализированных кабинетов, лабораторий, безопасных зон. А простора уже сейчас не хватает.

Успех школы – не таблица в рейтинге

– Что должна дать новая школа?

– В реформах часто ищут рейтинги, цифры. Однако мы хотим, чтобы ребенок переступил порог школы с пониманием того, кем он является и куда хочет идти дальше. Успех школы – это не таблица в рейтинге, а то, как сложится жизнь ребенка после выпуска. Важно, чтобы каждый нашел себя. Мы понимаем, что правильно выбранная профессия – это большой процент успеха в жизни. Поэтому образование — это не только про знания, образование — это про жизнь.

Читайте также:

Спросить AI:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии