24 января. В этот день год назад одесская поэтесса и драматург Анна Яблонская погибла в результате теракта в московском аэропорту «Домодедово». С этого момента об девушке заговорили буквально все. СМИ чуть ли не захлебывались, смакуя детали жизни, творчества и смерти Анны. А сейчас, год спустя, на одесских театральных подмостках решили поставить ее пьесу «Террористы» («Язычники»). Но почему только сейчас? Почему не раньше, когда Яблонская была жива и мечтала увидеть свое творчество на сцене? Почему Одесса так обошлась с талантливым человеком, которого давно признали в России и за рубежом? У нас есть несколько вариантов ответов на этот вопрос.
Причина 1: Одесситы не умеют слушать
Лет пять назад было модно читать свои стихи в одесском клубе «Выход». Когда Анне предложили принять участие в чтениях, она засомневалась и даже написала в своем блоге (silkhat.livejournal.com): «Это кому-нибудь интересно? Что я пишу?». Как в воду глядела… Тогда, в «Выходе» ее поэзию услышала известная одесская поэтесса Галя Маркелова. Услышала — и все. И лишь спустя годы, уже после теракта, она запоздало напишет стих в своем дневнике «Плач по Анне Яблонской»…
— Одесситы не умеют слушать, услышать кого-то бы то ни было. Им не привита эта культура, — считает директор Одесского фестиваля немого кино «Німі ночі» Иван Козленко.
Если кто-то из одесситов действительно захочет почитать Анну, вот ее сайт — www.lapir.com [email protected] или [email protected]@gmail.com .
Причина 2: Отсутствие звездной болезни
Может быть, вся проблема была в том, что Яблонская не хотела пиариться, считая, что творить нужно самому по себе, независимо ни от кого? Так, со временем, она захотела выйти из существующего в Одессе Южнорусского союза писателей. Впрочем, стоит признать, что именно Союз предоставил в 2008 году журналу «Пролог» подборку стихов Анны. Творчество Яблонской вы и сейчас можете найти на сайте Союза: www.avroropolis.od.uawww.avroropolis.od.ua. . Интересно, что сама Яблонская писала в «Живом журнале»: «Наличие моих текстов на их сайте — недоразумение и самоуправство товарищей» (http://silkhat.livejournal.com/2008/10/05/).
Причина 3: Яблонскую никто не издавал
— Одесскую поэтессу могли бы полноценно печатать, если бы в городе был развит этот бизнес. Ведь настоящее книгопечатное дело работает не только под заказ. Издательства еще берут добротного автора и раскручивают этот абсолютно неподъемный пласт — поэзию. Но все это — жесткий бизнес-проект и огромный риск, и Одессе это пока не под силу, — считает директор одесской «Книгарни-Кавьярни» Галина Дольник.
— Если бы по пьесе «Язычники», за которую Анна Яблонская получила российскую премию, сняли бы фильм (а ведь обещали!), а потом выпустили книгу – успех в Одессе ей был бы обеспечен, – говорит директор одесского книжного магазина «Empik» Надежда Шеленгер.
Именно об этом и просила Аня в своем блоге:
«Есть ли среди моих читателей те, кто кино занимаются? В смысле, настоящим кино, не фальшаком, не шлаком? Заберите сценарий, а? С походом отдам». Яблонская предлагала сценарий многим людям, но, видимо, не тем: «Им все ситкомы подавай… Саша и Маша, бяша и какаша», — писала она.
Причина 4: Несерьезный возраст?
Да, у Ани еще в 14 лет появился первый авторский сборник стихов. Директор школы №29 (ныне гимназия №9) Иван Олейник рассказал нам, что Аню приметили еще тогда, а ее сочинения по литературе – были лучшими.
— В 16 лет она пришла к нам в молодежный театр, и быстро влилась в коллектив. А когда мы узнали о ее пьесах, наш режиссер ходила по всем одесским театрам и предлагала ее пьесы. Никто не брал, — призналась «Одесской жизни» актриса Аэлита Князева, с которой Анна бок о бок играла в театре «Тур де Форс».
— Ее долго не замечали. Возможно, из-за возраста, хотя она успела достичь гораздо больше, чем многие ее ровесники. Пьесы долгое время не ставились, и это вгоняло ее в депрессию, — говорит журналист, вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский.
Причина 5: Гениальность признают только у мертвых?
Сейчас одесситы судорожно пытаются вернуть долги. Например, 24, 25 и 26 января на сцене Украинского театра в рамках проекта «Анна Яблонская. Возвращение» режиссер Сергей Проскурня ставит пьесу Яблонской «Язычники». Почему спектакль решили ставить именно сейчас?
— Идея спектакля родилась после успешных чтений пьесы Анны в рамках первой «Недели актуальной пьесы» в Киеве в мае 2011 года. Раньше работы Анны Яблонской ни разу не ставились на украинской сцене, – поясняет ажиотаж вокруг своей затеи продюсер Сергей Проскурня.
А вот здесь он не прав: по пьесе Яблонской в 2009 году ставили спектакль «Дверь» в одесском театре «Тур де Форс», в труппу которого входила Анна. А казацкий театр характерников «Атаман» показывал ее новогоднюю сказку «Как казаки елку добыли и Бабу Ягу замуж выдавали».
— Через месяц у нас состоится премьера — «Четвертый закон Ньютона», а чуть позже — «Укол». За день до смерти Аня с мужем принесла мне эти пьесы, и мы договорились поставить по ним спектакли, — сообщила режиссер театра «Тур де форс» Наталья Князева.
***
«Писать ничего я не буду, не хочу, не буду и не надо, никому это не нужно, главное — жить, выжить, а я больше не верю ни в какое предназначение», писала в своем дневнике Анна Яблонская за год до своей смерти. С тех пор почти ничего не изменилось. Только лишь в Москве и Питере с завидной периодичностью продолжают ставить ее спектакли, как это было и прежде.