Новости Одессы и Одесской области

Мания к избиранию

Одесситы на всё имеют свою точку зрения, а уж на грядущие 31 октября выборы и подавно. Её можно сформулировать так: «Пусть мэром можешь ты не быть, но с головою быть обязан». Вы скажете, несколько мудрёно. Так это потому, что многие до сих пор так и не разобрались, кого мы избираем — мэра или городского голову.

Кто рулит Одессой?
Вообще-то всё очень просто. Ещё матушка Екатерина ІІ поняла, что с самоуправством на Руси пора кончать. Одним словом, если самоуправство узаконить, то это уже будет считаться не произволом, а заботой о благе народа (как это нам знакомо!). И вот буквально за несколько лет до основания города Одессы всякие стихийные новгородские вече обрели законный статус «самоуправления». В городе избиралась дума, дума выбирала городского голову, а тот уже выбирал, чем ему заниматься: грязью непролазной на тротуарах или хлябями невылазными на проезжей части. Так народу открывалось великое благо самоуправления: с ним жить стало не лучше, но хотя бы чище.
Но не стройте иллюзий относительно самоуправления. Рассмотрим этот вопрос на примере Одессы. Городом правил не голова, а градоначальник с правами губернатора. Хотя насчёт «города» это мы слегка погорячились. Как вытекало из всяких манифестов, Одесса считалась не городом, а «градоначальством» — название крепкое, дамам даже казалось, что нецензурное, на что они легко реагировали обмороком. Поэтому дабы сократить число обмороков, Одессу иногда обзывали «особой административной единицей». На это она тоже обижалась, но терпела.
Интересно познакомиться с обязанностями лица, наделённого правами губернатора. Согласно инструкции градоначальник не выбирался, а назначался императором и помимо надзора за полицией, торговлей, почтой и публичными зданиями должен был «преследовать всеми зависящими от него средствами излишнюю роскошь, беспутство и мотовство». Кроме того, в его обязанности входило следить, чтобы «дворяне вели жизнь приличную их происхождению и служили примером прочим сословиям, а купечество и их потомство не находилось во вредной праздности».
Если сопоставить те времена и наши, то, похоже, в обществе мало что поменялось, разве что названия: дворяне стали новыми русскими, купцы — бизнесменами, а их потомство — золотой молодёжью. Так что непонятно, должно ли сегодня государственное лицо на правах губернатора, как и при презренном царизме, заботиться о доброй нравственности и истинном благочестии одесситов? Или оно это кому-то перепоручило. Тогда очень интересно — кому?
Таланты и… избранники
Самые первые выборы городского головы состоялись в Одессе 14 января 1796 г. Им стал Андрей Железцов, елисаветградский купец. И не потому что одесситы пригласили варяга — просто одесситов ещё не было, ну, не успели родиться, превратиться в избирателей (Одессе ведь было чуть больше года). Чтобы стать городским головой, кроме доверия сограждан, требовалось выполнение ещё одного условия: он должен был иметь «постоянную оседлость» в Одессе, т.е. иметь собственный дом.
На первых выборах голосовали 150 местных жителей. Читатель, спрячь свою улыбку. Да, тогда это было почти всё мужское население Одессы, имевшее право голоса. Но, конечно, Одесса имела свою специфику. Рискнём её приоткрыть. Поскольку право голоса имели мужчины, это от них зависело, кому они делегируют право возглавлять город. Почему-то поначалу городскими головами с подозрительной стабильностью становились то владелец винной лавки в гостином ряду (Андрей Железцов), то держатель одной из первых рестораций (Ларион Портнов), то хозяин водочного завода (Иван Кафеджи), то собственник пивного завода (Иван Мигунов), то глава виноторгового заведения (Иван Амвросио). Но тут мужское население Одессы можно и нужно понять. Да, оно уважало людей, стремившихся утолить жажду одесситов, а если перейти на современную фразеологию, просто выказывало респект к конечному результату их винно-водочного труда, не взирая даже на последующую головную боль. О том, что то была доступная и приятная форма подкупа избирателей, просто не хочется думать.
Со временем согласно высочайше утверждённому «Городовому положению» право избирать в одесскую думу получили только три категории граждан — домовладельцы, купцы и мещане. Поэтому в 1873 г. число избирателей было 5531 (это при 190 тысячах жителей). А избранными в думу могли быть только те граждане, которые формировали городской бюджет и были кровно заинтересованы в процветании Одессы. Как отмечает краевед О. Губарь: «Собственники, задолжавшие городу (недоимщики), из избирательного списка безжалостно удалялись. Руководить городскими делами могли лишь те, кто эти дела фактически финансировал». Не так уж глупо.

Выбирать, так с музыкой
Одесса наверняка не звалась бы Одессой, если бы не опережала других как минимум на век. То, к чему избирательные технологии пришли только сегодня, уже давным-давно было разработано и внедрено в Одессе. К примеру, появление в списках двойников, клонов и давно умерших граждан. Голосовали шарами, которые бросали в ящики, поделённые на две части — белую и чёрную. Каждый кандидат в думу имел свой ящик. Тут же родилась такая одесская «находка» как «тренировочные выборы». Якобы для просвещения избирателей городских окраин некие «осведомлённые писцы» приезжали на улицу Костецкую или Раскидайловскую со специально изготовленными баллотировочными ящиками, в точности повторяющими настоящие. Даже оркестр заказывали, как на настоящих выборах. Избирателей учили бросать шары по команде: «Бродский! Бросай налево!». Рефлекс голосовать «как надо» вырабатывался стойкий. А рефлекс, как учил академик Павлов, дело великое.
Но это был ещё не апофеоз избирательных технологий, а всего лишь их преддверие. Сегодня все во власть идущие уже поняли: чтобы победить на выборах, нужны сумасшедшие бабки. Причём, речь идёт не о деньгах. Сумасшедшие бабки — это электорат, у которого в отличие от обменных пунктов курс не колеблется, а очень твёрдый: один килограмм гречки — один голос на выборах. Вы думаете, раньше всё было по-другому? Не «по-другому», а лучше. Это естественно, ведь в Одессе городские головы были таки головы. Уже тогда они понимали, что, получив твой пакет гречки, избиратель, идя голосовать, может вдруг задуматься и проголосовать так, как ему подсказывает сердце, а не так, как подсказывает гречка.
А вот Григорий Маразли, чтобы обеспечить себе успех, к выборам городского головы подошёл творчески: он скупил в городе весь запас сапог и раздал бесплатно избирателям. Где же «творчество»? — спросите вы. А он дал только один левый сапог. При этом Маразли довёл до сведения электората, что правый сапог тот получит лишь в случае, если Маразли станет городским головою. То есть что бы не подсказывало сердце, но результат должен быть однозначным — или ходи в одном левом сапоге. Угадайте, кто тогда стал городским головою? Подсказываем: тут и гадать нечего, другому человеку одесситы памятник бы не поставили?!

Придётся поломать голову
Но, если говорить честно, выбрать, кому оказать доверие и так наказать себя (как гласит народная мудрость), всегда непросто — программы всех кандидатов на удивление одинаковые. Есть даже анекдот на эту тему:
Сын спрашивает у отца:
— Папа, неужели все сказки начинаются со слов: «Жили-были старик со старухой»?
— Нет, сынок, не все. Настоящие сказки начинаются со слов: «Если вы проголосуете за меня на выборах…».
У нас даже родилась идея провести для наших читателей прямо сейчас «тренировочные выборы». Потренируйтесь! Итак, представляем трёх кандидатов.
Кандидат №1. Неоднократно был замечен в связях с полуподпольными финансовыми воротилами и бывшими бандитами. Физически нездоров. Имел двух любовниц. Заядлый курильщик. Выпивает 8-10 мартини каждый день.
Кандидат №2. Дважды изгонялся со своей службы. Имеет привычку спать до полудня. Во время учёбы употреблял наркотики. Каждый вечер выпивает бутылку коньяка.
Кандидат №3. Имеет боевые награды за мужество и героизм. Вегетарианец. Не курит. Из алкогольных напитков время от времени употребляет только пиво. Никогда не был замешан ни в каких подозрительных контактах с мафией или в отмывании денег. Скромен в быту.
Вы уже сделали свой выбор? Ах да, мы забыли назвать имена кандидатов:
кандидат №1 — Франклин Рузвельт;
кандидат №2 — Уинстон Черчилль;
кандидат №3 — Адольф Гитлер.
Видите, выбрать непросто?
Приготовьтесь, и вам 31 октября придётся поломать голову.

Уже ради этого сходите на избирательный участок. Если же вы не пойдёте на выборы, решив, что вы самый умный, то, согласно теории вероятности, ваш голос ни на что не повлияет. Но не думайте, что выборы не состоятся, если все окажутся такими же «умными». Согласно той же теории вероятности, все умными не окажутся.
Валентин КРАПИВА.


Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции