В одесской городской больнице №1, которую горожане привычно именуют Еврейской, обнаружили настоящий уголок увековечивания людской памяти.
Находка – это прекрасно, вот только состояние, в котором она находилась, было ужасающим, не говоря уже о том, что поначалу она просто была скрыта под слоями краски и штукатурки. И за дело взялась группа мастеров под руководством архитектора-реставратора Анатолия Изотова.
Неожиданно и крайне интересно
Находка и в самом деле уникальна. «Неожиданная и крайне интересная находка в главном корпусе Еврейской больницы привела к большому проекту реставрации и историческим поискам, связанным с многими громкими именами дореволюционной Одессы», – сообщает по этому поводу одесский историк и краевед Сергей Котелко.
Сергей Котелко снял видеофильм и о самой находке, и о том, как Анатолий Изотов с группой реставраторов, отдавая дань прошлому, начали восстанавливать то, что могло быть навсегда утрачено. Это был очень долгий, упорный и кропотливый процесс, позволивший нам «прочесть» еще одну страничку истории города.
Что же это такое?
– Это не вывески, не росписи и не двери. Это реальная память города о великих людях: часть «Списка жертвователей, участвовавших в образовании неприкосновенного капитала Еврейской больницы с 1866 года, – рассказывает Анатолий Изотов.
Под слоями и слоями краски, штукатурки и прочих «элементов» была обнаружена плоскость искусственного мрамора размером 400 х 400 мм (40 х 40 см) с написанными краской тремя именами благотворителей. В процессе же реставрации была раскрыта плоскость 3,5х1,5 метра и гораздо большее количество имен.
Для устроения надписей в данном помещении, что на втором этаже здания, в 1909–начале 1910 годов стены были покрыты штукатуркой и искусственным (оселковым) мрамором. Далее плоскость была расчерчена вертикальными и горизонтальными линиями, формируя рамки. В этих рамках мастера сначала карандашом, потом краской, вписывали имена и фамилии благотворителей с датами вкладов. Все надписи выполнены на русском языке и продублированы на иврите.
– Наверху можно было с трудом прочесть: «И я дамъ имъ въ домҌ моемъ и въ стҌнахъ моихъ мҌсто и память. (Исай 56:5)». Ну а ниже, в рамках – светлый список имен тех, кто был связан с созданием и вкладом в больницу с 1866 по 1909 годы. То есть, это имена одесских благотворителей. Некоторые из них прочитывались легко, от некоторых оставалось только несколько букв, – говорит Анатолий Изотов.
Возвращение из небытия
Тот факт, что буквы вообще сохранились, сродни чуду. Анатолий уверен, что это произошло только потому, что на первом этапе «закрытия» этих надписей, словно предугадав, рабочий оштукатурил их составом на меловой основе. Позднейшие красочные ремонтные слои лишь наносились поверх меловой основы, что позволило в процессе реставрации легко отделить их от первоначальной плоскости с надписями.
Реставрация – процесс долгий, трудоемкий. Что называется, ювелирная работа. В ходе ее пришлось вытащить из ниши и перебрать (расчищая фрагменты), в поисках утраченных двух имен, более 300 кг мусора. В ходе работ снимались красочные и штукатурные слои времен СССР, восполнялись утраты кладки, искусственного мрамора, моделировались графически буквы в местах утрат, восстанавливались красочные слои букв и многое иное. Искусственным же мрамором покрыта вся комната, ныне разбитая в процессе ремонта на несколько помещений.
Все надписи сделаны на иврите и на русском языках. Каждое имя – в рамке размером примерно 50 на 18,5 сантиметров. На некоторых указаны и даты. Скорее всего, это дата пожертвования на больницу. Но часто эти даты совпадают с датой смерти человека. Почему? Как предполагает Сергей Котелко, тот факт, что дата пожертвования и дата смерти совпадают, означает, что это пожертвование было сделано по завещанию.
Некоторые таблички содержат данные о профессии благотворителя, некоторые – о его статусе (например, «девица такая-то»).
Из 56 табличек удалось восстановить имена на 54-х.
– Остальные имена и фамилии, которые имеются в этом помещении, ждут своего времени. А их еще не менее ста. Реставраторы же надеются на продолжение начатого, – говорит Анатолий Изотов.
Читайте также: У одесской Еврейской больницы появится новая трансформаторная подстанция.
Фото Анатолия Изотова, видео Сергея Котелко, скриншоты автора