Ключевые моменты:
- Одесский учитель географии Дмитрий Жданов годами фиксирует системные ошибки и вымышленные факты в украинских учебниках, в частности по географии и курсам НУШ.
- В учебных пособиях встречаются устаревшие даты, ошибочные научные утверждения, вымышленные географические объекты и ошибки, вызванные некачественным переводом.
- Даже новые учебники 2025 года содержат серьезные неточности, что свидетельствует об отсутствии эффективного контроля качества со стороны издательств и государства.
- Учитель предлагает использовать такие ошибки как инструмент развития критического мышления у детей. На ошибки нужно указывать и объяснять их.
Хит-парад абсурдных ошибок в учебниках одесских школьников

Больше всего претензий вызывают учебники НУШ («Познаем природу») и классические пособия по географии. Вот лишь несколько примеров, которые обнаружил одесский педагог Дмитрий Жданов:
- Вымышленные острова. Годами в учебниках 6-го класса предлагали найти координаты острова Табор — объекта, вымышленного Жюлем Верном для романа «Дети капитана Гранта».
- Устаревшие даты. День летнего солнцестояния указывают как 22 июня (советский стандарт), хотя уже полвека это 20 или 21 июня.
- Путаница в терминах. Из-за некачественного перевода с русского вместо «часовых поясов» появляются «часовые», а вместо «очага землетрясения» — «очаг».
- Научные неточности:
* астеносферу ошибочно включают в состав литосферы;
* утверждается, что почва способствовала возникновению жизни, хотя жизнь зародилась в океане;
* нефть и газ называют «горными породами» (хотя это не так).
Новейшие учебники 2025 года также с ошибками
Даже в новых изданиях на 2025 год находят грубые ошибки. Например, в составе карпатского флиша (осадочная порода) «обнаружили» глинистые сланцы, которые являются метаморфической породой.
Почему так происходит?
- Слепое копирование: новые учебники часто являются просто переводом старых советских пособий через Google Translate.
- Отсутствие ответственности: издательства не несут финансовых потерь за брак в тиражах. Если бы существовала система штрафов, контроль качества был бы строже.
Реакция Минобразования на ошибки в учебниках: «Ничего страшного»
В Министерстве образования на замечания одесского учителя отвечают сдержанно. Кое-что, конечно, исправили, но предложили Дмитрию Жданову учитывать, что иногда у детей еще недостаточно знаний для более глубокой информации, поэтому материал упрощают.
Однако Дмитрий Жданов с этим не согласен:
– Зачем сначала учить неправильно, чтобы потом в старших классах «ломать» знания ученика и переучивать заново?

Лайфхак от учителя: как превратить ошибку в урок
Дмитрий Жданов предлагает не игнорировать ошибки, а использовать их для обучения.
- Критическое мышление: ученики должны самостоятельно находить неточности. Например, проверить данные о «полюсе жары» в Иране (71℃). Обратившись к первоисточникам NASA, дети узнают, что это температура поверхности почвы, а не воздуха.
- Результат: когда ребенок сам находит ошибку взрослых авторов, правильный ответ запоминается навсегда.
Вывод: зачем это нужно?
Дело не только в географии. В 2016 году на форуме в Давосе определили «4К» успешной карьеры:
- Критическое мышление.
- Креативность.
- Коммуникация.
- Координация.
Качественное образование начинается с качественного учебника. Если система не способна признавать и исправлять собственные ошибки, она не сможет научить детей мыслить критически.
Читайте также:
- Учителя в Одесской области отказались от нового учебника по украинскому языку
- Украинский алфавит: почему этот символ языка является уникальным
- В школах Одесской области растет количество случаев буллинга: как с этим бороться
На анонсном фото: Дмитрий Жданов проводит урок по географии


