Уже в 27-й раз Украина празднует День Независимости. Начало этому празднику было положено в 1991 году. Это было сложное время — путч, чрезвычайное положение, прекращение деятельности партийных структур, столкновение политических сил. Как на эти события отреагировали одесские газеты? О чем писали?
Многие подробности ситуации, которая в то время развивалась очень динамично, уже выветрились из памяти. Если 17 августа, когда был подписан договор про Союз суверенных государств, мы и не помышляли об окончательном выходе из Союза, то уже через два дня, после попытки государственного переворота, все изменилось. Вечером 24 августа Верховная Рада Украины в срочном порядке приняла исторический документ — Государственный акт о провозглашении независимости. Однако внятные сообщения об этом появились в одесских газетах только 27 августа.
О чем же писала местная пресса в эти дни? На страницах большинства одесских изданий чувствуется растерянность, такое ощущение, что журналисты не знали, как реагировать на происходящее. Впрочем, их можно понять — ведь до сих пор ничего подобного в стране не происходило. Однако рядовые украинцы испытывали эйфорию и с надеждой смотрели в будущее.
«Черноморская коммуна» 27 августа разместила на первой полосе Государственный акт и постановление Верховной Рады о провозглашении независимости, а также решение о прекращении деятельности компартии на территории страны. В этом же номере был напечатан и доклад Леонида Кравчука, который он сделал на внеочередной сессии Верховной Рады. Это была попытка разобраться в ситуации и дать оценку происходящему. Кравчук, говоря о последних тревожных событиях в Украине, заметил:
«І ще один, можливо, найголовніший урок, який всі ми маємо винести з цих подій. Ми переможемо в будь-який час, при будь-якій ситуації, коли будемо спиратися на народ, будемо спиратися на закон».
Эти слова и сегодня смело можно произнести в любой ситуации, и они будут верными. Хотелось бы только, чтобы их не забывали и нынешние руководители города и страны.
28 августа, на четвертый день независимости, в Белгороде-Днестровском произошел досадный инцидент с украинским флагом. Над зданием горсовета активисты Руха, поднявшись по пожарной лестнице, установили сине-желтый прапор. Дежурного в этот момент не было на месте, и это облегчило задачу. Однако флаг реял на ветру только 20 минут. Дело закончилось прибытием городского головы. «Черноморская коммуна» писала:
«Терміново викликаний голова Білгород-Дністровської міськради В.Ф.Артеменко відразу вступив у полеміку, доводячи, що підняття синьо-жовтого прапора над органом місцевої влади протизаконне, бо Верховна Рада України ще не прийняла рішення про зміну символіки. Після цього синьо-жовтий прапор був знятий».
Но не только руководящие лица и активисты Народного Руха демонстрировали свою позицию. Жители Одессы также высказывались в поддержку независимости страны. В эти неспокойные дни корреспондент «Черноморской коммуны» задала прохожим вопрос, что они думают о независимости Украины. Большинство опрошенных поддержали это решение. Например, студент института народного хозяйства В. Ткач ответил:
«Україна — одна з найбагатших країн світу. Вона має хліб, м’ясо, корисні копалини, роботящих людей. А народ її за нинішніх умов господарювання злидарює. Мабуть, кожному зрозуміло, що це відбувається тому, що більшість її багатств досі забирає центр. Переконаний, що ми не лише себе зможемо прогодувати, а ще й матимемо з цього чималий прибуток, але вже для себе, а не для когось…».
Газета «Знамя коммунизма» («Юг») в первый день независимости — 24 августа писала о том, что на II христианском кладбище проводятся раскопки тайных захоронений жертв массовых репрессий. Их проводила поисково-исследовательская группа «Мемориал» при участии коммунальных служб и археологического музея. А на заседании Верховной Рады как раз в это время решалась судьба страны, но о принятом решении стало известно только на следующий день.
27 августа «Знамя коммунизма» разместило на первой полосе Постановление о провозглашении независимости. Также на его страницах можно было прочитать сообщение о том, что «в субботу на Дерибасовской состоялся митинг, созванный партиями и движениями, входящими в блок «Демократическая Одесса».
Новая независимая страна требовала и новой армии, и было принято решение создавать украинскую гвардию. Одесская организация Народного Руха проявила в этом вопросе завидную инициативу. 30 августа на страницах «Знамени коммунизма» («Юг») появилась небольшая заметка:
«Записываем в Украинскую гвардию. 27 августа Рада Одесской краевой организации Народного Руха Украины начала записывать добровольцев в Украинскую Национальную гвардию. В Одессе записались уже 22 человека».
Газета «Вечерняя Одесса» предоставила право высказать свое мнение и обозначить позицию людям с совершенно разными взглядами на события. 27 августа было опубликовано письмо читательницы Г. И. Злотниковой, которая выразила недовольство позицией украинского президента, и со страниц газеты обратилась лично к Кравчуку:
«Как же так, Леонид Макарович? На протяжении всех сессий Верховного Советы Вы неустанно повторяли, что народ Украины сделал свой выбор, высказавшись на референдуме 17 марта за суверенную Украину в составе Союза. А вчера ни единого раза об этом референдуме не упомянули. Как можно человеку в чем-то убежденному так быстро перекраситься?..».
На 1-й полосе, как и остальные газеты, «Вечерка» разместила текст документов о независимости и «временном приостановлении деятельности компартии Украины до окончания расследования ее участия в событиях 19-21 августа».
Также на страницах «Вечерней Одессы» было опубликовано заявление одесской краевой организации Народного Руха Украины, авторами которого были Евгений Акимович и Виктор Цимбалюк. В нем, в частности, говорилось:
«…Мы разрушим тоталитарные структуры, предоставим гражданам Украины равные права и возможности, на наших знаменах написано: независимость Украины и демократия, гуманность и законопослушание. Не слушайте провокаторов, пытающихся спровоцировать внесудебные расправы, только демократия и уважение к человеку приведут нас всех к достойной цивилизованной жизни».
Несмотря на важные и подчас трагические события, которые происходили в стране, жизнь продолжалась. Через несколько дней начинался новый учебный год, и школьники готовились к началу занятий. В последние августовские дни в «Вечерке» появилось сообщение вполне в духе времени:
«Информация, которая вряд ли обрадует школьников и их родителей: накануне нового учебного года Одесская фабрика учебно-наглядных пособий, ныне арендное предприятие, более 70 лет обеспечивавшая школы учебными пособиями, переходит на выпуск ритуальных изделий и сувениров. Причина — нет сырья: пластмассы, красителей и т.д.».