В Украинском театре состоялась премьера спектакля «Семейные сцены» по пьесе одесситки Анны Яблонской. Анну, которая трагически погибла во время теракта в Домодедово 24 января 2011 года, называли надеждой украинской и российской драматургии.
К 29-ти годам она успела написать около тридцати пьес, которые сегодня идут в театрах России, Украины, Литвы, Польши и Англии. В Украине Яблонскую, к сожалению, почти не знали — до сих пор ее пьесы ставили лишь считанные любительские театры. Так что обращение к драматургии Яблонской можно назвать новым витком в развитии отечественного театра.
«Семейные сцены» — спектакль интерактивный. Это значит, что зрители не просто наблюдают за происходящим, они сами находятся на сцене и вовлечены в действо.
Пьеса очень болезненная, жесткая, переполненная психологическими переживаниями каждого из героев пьесы. Режиссеру-постановщику, народному артисту Украины Игорю Равицкому удалось передать общее настроение и напряжение пьесы. Спектакль, что называется, «держит», не позволяет ни зрителю расслабиться, ни актерам «смухлевать».
Пьеса, придуманная Яблонской, совсем не похожа на бытовую, хотя действие преимущественно происходит в квартире. Главный герой Николай Боженко — военный, прошедший «горячие точки». Он приучен жить войной, он забыл, что такое «нормальная» жизнь. Его жена Ирина – вроде бы обычная женщина, с естественными человеческими потребностями.
Но так только кажется поначалу. А потом понимаешь: у нее — своя трагедия и своя война. Она мается, ждет вечным женским ожиданием то мужа, то сына, то любовника.
А в это время их сын тоже чувствует себя забытым и брошенным. Он с остервенением лупит по бочке: раз уж его никто не слышит, то пусть они не слышат и себя…
Кто еще появляется на сцене? Сосед дед Андрей, у которого единственная радость в жизни — стиральная машина. А еще — типичная одесситка, колоритная соседка Надежда Семеновна, которая с этой «рыжей шалавой» судачит «об жизни» под водочку.
…Ощущение реальности всему происходящему на сцене добавляет натурализм диалогов. Пьесы Яблонской часто пугают робкого зрителя ненормативной лексикой. И хоть авторы спектакля свели до минимума количество матерных слова в репликах, а многие выражения звучат лишь наполовину, но и этого зрителю достаточно, чтобы уловить настроение.