Авторская колонка Алены Швец «За кадром»
Случилось мне как-то проводить экскурсию по Одессе для моего французского коллеги. Он был проездом, времени было мало, а увидеть хотелось много. Причем, посмотреть наш город он хотел не глазами гида, а сквозь призму журналистского восприятия. Задача не из легких… С одной стороны, как истинный патриот своего города, мне хотелось показать его таким, чтобы человек захотел сюда приехать специально — с семьей и друзьями, а не проездом. С другой — дотошный «журналюга», сидевший во мне прочным стержнем, все норовил показать какие-то недоработки местных властей. Забегая наперед, скажу, что нашей прогулкой Мишель остался доволен, даже пообещал кое-что написать в своей книге о городе, архитектуре, одесситах, нашей кухне и своих эмоциях. Восхищенный красотой древних строений, в какой-то момент Мишель спросил:
— Почему в Одессе так много домов, построенных в греческом стиле, — у вас много греков проживает?
— Да, — говорю, — проживают…
А у самой промелькнула мысль о том, что памятник самому важному для Одессы греку Григорию Маразли до сих пор хранится где-то в общине, названной в его честь, а одесские власти все никак не могут решиться установить его в недалеко от горсовета. Сначала обещали установить бюст к очередному Дню города, а потом и вовсе о нем забыли, мол — есть один уже «сидячий» Маразли.
Но от меня Мишель услышал только то, что должен был. О многонациональности нашего города и о том, что исторический центр Одессы власти и городская общественность предлагают включить в список наследия ЮНЕСКО и полным ходом готовят для этого соответствующие документы.
А француз недоумевал, почему у нас в центре города расположены, как он сказал, «развалины»? Почему мы, одесситы, не приводим в порядок наше культурное наследие — дома Руссова и примыкающий к нему дом Либмана? И одновременно восторгался состоянием особняка семейства дворян Толстых и промышленника Новикова.
К Воронцовской колоннаде я решила провести Мишеля мимо дома-стены, заодно рассказать «страшилку» о Ведьмином доме. Но, к моему удивлению, наш знаменитый дом-стена француза не заинтересовал, но зато он просто засветился от счастья, когда в соседнем дворе Воронцовского переулка увидел синюю «Копейку» с белыми шинами. Мишель сфотографировал «чудо автопрома» в разных ракурсах, пояснив, что такое авто — это экзотикой для французов, а плоских домов и в Париже хватает.
В общем, странные они, иностранцы. Не поймешь, чем их удивить этим летом?
Пишите автору: [email protected]