Что Одесса город особенный, легко чувствуешь за ее пределами. Для этого достаточно рассказать людям, откуда приехал, а затем посмотреть на их реакцию. Многие улыбаются, просят рассказать анекдот и вообще, становятся более открытыми. В их понимании Одесса — город шуток и веселья, беззаботности и гостеприимства.
Есть и те, кто сразу настораживается. Они полагают, что одесситы — ловкие дельцы и способны провести любого. Реакция бывает столь бурной, что невольно протестуешь: «Где я, а где — Одесса?». Что поделаешь, мы легендарны. Ни один другой город в СНГ не вызывает столько ассоциаций. Но действительно ли одесситы по каждому случаю отпускают «шутку юмора» и поголовно занимаются торговлей? А если нет, то кто же мы на самом деле?
Уметь вертеться
Предпринимательские способности одесситов были сильны во все времена. И едва в СССР разрешили бизнес, как у нас организовался «7-й километр». В свои лучшие годы он был самым большим рынком Европы и давал работу 60 тысячам человек.
— В годы перестройки одесситы очень быстро оценили свободу предпринимательства и многие успешно занялись торговлей. Это было удивительно, поскольку новым бизнесменам не у кого было учиться. В других местах становление мелкого бизнеса происходило намного дольше, — отмечает психотерапевт Алексей Лемещук.
Бывший волонтер Ася Блажевская говорит о присущих одесситам «легкости на подъем», умении адаптироваться и схватывать информацию на лету.
— Помогая переселенцам, я почувствовала большую разницу между жителями Одессы и беженцами с Донбасса. Одесситы в сравнении с ними очень мобильны, легко включаются в работу или в поток информации. Очень уверенно отстаивают свои права и добиваются цели.
При этом, несмотря на «проворность», одесситы очень благоразумны. Алексей Лемещук отмечает, что основная масса горожан с трудом переносит неопределенность и не любит рисковать.
— У нас очень уважают стабильность, — говорит Алексей Лемещук. — Думаю, именно поэтому в 2004-м и в 2013 – 2014 годах многие одесситы восприняли перемены в стране со страхом и неудовольствием. Люди увидели, что любое изменение приводит к кризису и необходимости подстраиваться. И наоборот, жители Киева и западных областей были очень вовлечены в происходящее.
Смех познается в сравнении
Одесса и сегодня остается «морскими воротами» страны, а ее население славится предприимчивостью. Тысячи коттеджей на Фонтане и пробки из «Хаммеров» и «Порше» показывают, что миллионеров у нас множество. При этом городу так и не удалось войти в число ведущих экономических центров Украины. Поэтому чаще всего Одессу связывают не с денежными потоками, а с улыбками на улицах, шутками в транспорте и анекдотами на «Привозе».
— В Одессе атмосфера приятнее, чем в других городах бывшего СССР. Люди больше общаются и чаще улыбаются. Уже в Киеве, как и в Москве, народ более угрюмый. Наверное, это из-за наличия метро, — полушутя рассуждает Анатолий Контуш, в прошлом — один из сценаристов команды КВН «Одесские джентльмены».
По мнению психотерапевта Алексея Лемещука, наша веселость — вещь относительная.
— Я бы не сказал, что жители Одессы часто шутят и улыбаются. С другой стороны, в Днепре шутят еще реже.
Бывший одессит, а ныне — житель Бостона Сергей Удовик и вовсе считает Одессу… грустной. А виной всему ностальгия по прошлым временам, когда наш город был зеленым и чистым, а дворы и коммуналки — дружными и гостеприимными.
— Ностальгии подвержены и те, кто оказался в диаспоре, и одесситы. Причем последние — даже больше. Постоянно вспоминают лучшее прошлое и ругают день сегодняшний. В утрате былого великолепия кто-то обвиняет «понаехавших», а кто-то — городские власти. Но, похоже, это естественный ход истории, — говорит Сергей.
Бычки и фолософия
Предприимчивость и веселый нрав с примесью ностальгии — основные, но не единственные черты одесского населения. Опросив местных и иногородних, мы получили причудливый калейдоскоп особенностей, которые отличают нас от других украинцев, русских и евреев.
— Одесситы музыкальны, одарены литературно и проявляют живой интерес одновременно ко всем сторонам жизни — от высокой философии до жарки бычков, — говорит архитектор Евгений Запоточный, преподаватель Строительной академии.
Журналист Ася Блажевская считает, что одесситок легко определить по яркой одежде и макияжу. Это особенно характерно для тех, кому «за тридцать». Но при этом, например, в Киеве и Львове одеваются более практично.
Пиар-менеджер из Киева Татьяна Денисюк объездила всю Украину и утверждает, что бизнес в Одессе ведется «особым способом»:
— Люди никуда не спешат, не могут четко указать сроки и стоимость работ. Отдельная тема — такси. Машину можно искать полчаса, но водитель тебе даже не перезвонит, — сетует киевлянка.
Ко всему вышесказанному опрошенные нами одесситы и жители других городов добавляют «вежливую фамильярность», «внутреннюю интеллигентность», «непунктуальность», но чаще всего — «любовь к понтам». Продолжать можно бесконечно, но пусть это будут заключительные приправы в солянку под названием «Одесский менталитет». Попробовав, что получилось, трудно поверить, что люди, которые обладают всеми этими качествами, живут рядом с нами, причем на полном серьезе.
Напомним, ранее «Одесская жизнь» рассказывала о том, как строились в городе элитные, частные дома в городе и какова сейчас их стоимость.
Михаил ДЕНИСЕНКО