Буквально вчера «Одесская жизнь», с подачи Департамента информации Одесского городского совета, сообщила о юбилейном бенефисе Народного артиста Украины, ведущего солиста Одесского театра музкомедии Владимира Фролова, который отметил 70-летие со дня рождения и 50-летие сценического творчества.
А уже сегодня известный одесский журналист, кино- и театральный критик Евгений Женин поместил на своей странице в Fасеbооk фельетон о некоем событии, тематически перекликающимся с вышеизложенным.
В общем, читайте и сами делайте выводы. А кто есть кто — догадайтесь сами.
«ОТ ИМЕНИ И ПО ПОРУЧЕНИЮ…»
Из цикла «Хроники города N.»
Так уж сложилось исторически, что каждый вновь назначенный в город N. руководитель неизменно в своей тронной речи считал должным отметить особое значение местной культуры и, соответственно, особую роль здешних деятелей искусства — в развитии общемировой цивилизации. Собственно, оное утверждение и впрямь бесспорно соответствует действительности, а потому игнорировать его было бы недопустимым. И, вероятно, премьеры, вернисажи, а равно и просто юбилеи корифеев-патриархов искусства уже сами по себе оказывались для персон, начальствующих во всех ветвях власти, независимо от рангов и мастей, — достойной площадкой, дабы с высоты своего положения продемонстрировать любовь к художникам, литераторам, артистам и музыкантам. Ну, и проявить публично, желательно перед телекамерами, заботу о нуждах вышепоименованного ХЛАМа.
Протокол же любви и заботы также незыблем и утвержден со времен «совка», когда несознательно-пасквилянтствующие элементы именовали его предельно тривиально: «обком-горком-гастроном». А если угодно в натуре и конкретно – так нате, пожалуйста:
- первое лицо назначаемой ветки власти,
- первое лицо избираемой ветки власти,
- первое лицо просто городской власти,
- первые лица сугубо отраслевых руководящих органов,
- первые лица инстанции, долгие годы именовавшейся в газетных передовицах «школой коммунизма»,
- спонсоры (от детских садиков, погребальных контор и афишируемых без подробностей «объединенных … группировок»).
- первые лица из других театров и их подчиненные.
При этом, соскакивающим с властных веток на церемонию чествования велено присовокуплять к приветственному слову нечто значительно-металлическое в сафьяновой коробочке и с удостоверением, а также цветы из рук длинноногой девочки. Не доросшие до властных веток поздравители могут ограничиться купленными в близлежащей канцелярской лавке грамотами. А уж коллеги из других театров вольны использовать присутствие публики для эксгибиционирования на ней своими профессиональными вдохновенными талантами.
И вот…
В замечательном театре, представляющем на своей сцене издавна любимый народом города N. жанр, празднуют юбилей безоговорочно лучшего тут (и не только тут, а и во всей стране!) Артиста. Сам же Артист, дотоле десятки лет подряд покоряющий публику, на сей раз и вовсе превосходит себя. И потому поклонники — буквально на седьмом небе от счастья. И овации гремят, грохочут, бушуют. После чего, как вы помните, начинается чествование, согласно упомянутой протокольной церемонии.
Но, видать, то ли на деятелей с веток надвигается грозной тучей сокращение руководящих штатов, то ли у них наступают вполне законные и предусмотренные нашим самым заботливым в мире КЗоТом отгулы за непредусмотренные эксклюзивно-поздравительные переработки (развелось, понимаешь, в городе N. этих юбиляров, что грибов после дождя в лесу прифронтовом…). И в результате, перво-наперво, вместо последовательно двух наипервейших лиц (см.вышеуказанный протокол), но непременно «от имени и по поручению» оных, появляется в одиночку, зато лично заместитель четвертого лица, согласно прикорневой иерархии утвержденного свыше поздравительного дерева. И лично-заместительствующие уста соответствующего должностного ранга извещают, что «по техническим причинам» (да-да, именно «по техническим причинам») пусть не сегодня, но месячишка эдак через два с половиной — так обязательно, юбиляр получит вожделенную… что бы вы думали… почетную грамоту.
Далее уже коллега «личных уст», но из следующей по ранжиру инстанции, вручает юбиляру часы – дабы оные (вновь цитата) «уже с сегодняшнего дня начали отсчет пути Артиста к признанию». Надо понимать, с нуля пойдет сей отсчет, раз его только «начать» предстоит? Как говорится, хоть у Артиста и почетное звание уже чуть не четверть века – высшее в стране, и орденов – бери — не хочу, и профессиональных наград – вагон и маленькая тележка, да и любовь публики – немереная, сполна заслуженная и давняя… – однако же, выходит, теперь опять — все с нуля?!
…Тон задан!
Посланец спонсора спешит выразить благодарность Артисту-юбиляру за то, что в представляемом им, посланцем спонсора, учебном заведении (напрочь не артистического профиля) числятся по списку столько-то тысяч единиц студенческого состава и столько-то тысяч единиц профессорско-преподавательского контингента.
Руководитель другого учебного заведения – того самого, в коем некогда юбиляр постигал азы актерской профессии, мучительно пытается прочитать по бумажке (впервые в жизни видит, возможно?) имя и фамилии великого режиссера и педагога, у которого как раз и посчастливилось более полувека назад учиться Артисту.
От имени легендарного и усеянного регалиями, точно скипетр турецкого султана – бриллиантами, соседствующего театра на сцену выпархивает некое существо неопределенного пола, с почти мужским голосом и в мужских штанах, но явно по-женски отчаянно виляющее кормой и кокетливо подергивающее плечиком. Существо искренне сознается:
— Вы меня не знаете, но это не страшно! Зато сейчас будет Мюзетта с аккомпаниатором!
Впрочем, надежде публики увидеть привычный по театральным капустникам номер на мелодию известного шлягера «Мюзетта-Жанетта-Жоржетта…» и так далее – сбыться не суждено. Никак не суждено: ни так, ни далее. Поскольку едва существо порхнет за кулисы, тут же некая певица провокализирует нечто под мерное постукивание по клавишам опять-таки некоего пианиста. После чего повторно явившее себя залу существо, декларирующее обликом своим и манерами причастность к так называемым «маршам равенства» и движению за права нетрадиционных меньшинств, — прижмет оттопыренный пальчик к щеке и вкрадчиво-интимно прошепчет фамилии отработавших номер певички и аккомпаниатора.
Но, наконец, поистине Божественный и чарующий поколение за поколением голос юбиляра призовет: «Занавес!!!»
И узкий круг друзей отправится с Артистом туда, где протокол не расписан заранее, и где можно просто по-человечески поздравить юбиляра и сказать ему теплые слова не «от имени и по поручению» перечисленных в инструкции лиц, а от собственного имени, по велению собственной души и по искреннему желанию собственного сердца…
Вместо большой статьи хватило бы и одного предложения: «Вовсём виноваты политики» — это и есть сухой остаток. С уважением.