Анну Олехнович знают все одесситы, которые увлекаются французской культурой. Именно она семь лет подряд отвечала за культурную программу “Альянс Франсез” в нашем городе. В 2014 году французский артист предложил ей поработать в его проекте в Париже, и она решила попробовать. Проект завершился, а парижская жизнь Анны продолжается.
— Проходим мимо двух бабушек, которые накрыли себе столик на набережной Сены: скатерти, шампанское, свечи.
Это называется “умение жить здесь и сейчас” – просто прийти на реку, смотреть на проплывающие лодочки, наслаждаться моментом. Они не думают о возрасте или других проблемах, — рассказывает Анна. Здесь, в Париже, я тоже этому научилась.
Париж? Париж!
Я с детства была связана с Францией. В школе учила французский, но не любила его. Потом увлеклась французским кино, думала: “Какая романтика, красивые мальчики в шарфиках и беретиках, французская музыка”. И таким образом через культуру заинтересовалась языком. Потом была учеба на факультете романо-германской филологии и волонтёрство в «Альянс Франсез». Однажды, там заболела сотрудница и мне предложили заменять ее. Я с радостью согласилась. А после окончания университета предложили остаться в организации и заняться вопросами культуры. Так я провела семь лет в «Альянсе».
В Париже впервые побывала с мамой, в 19 лет. Мы приехали по путевке. Туристическое агентство поселило нас в одном из самых злачных районов города, возле небезызвестной площади Пигаль и ее секс-шопов, а наш отель был похож на одесский “Зирка”. Тогда не могла поверить, что это тот Париж, о котором я столько знала из кино и книг.
Французский наоборот
После окончания школы в 16 лет, у меня начались первые подработки и я впервые встретила настоящих французов. Когда пыталась с ними поговорить это звучало примерно так: “А не могли бы вы соизволить открыть это окно, сударь”. Французы смеялись и спрашивали, в каком веке я это учила.
Во Франции существует особый сленг — “верлан”. Когда-то его придумали, чтобы взрослые не понимали молодых. Со временем он стал культурным феноменом, многие слова остались в обиходе. Суть его в том, что слова произносятся наоборот. Например, слово “женщина” говорят не “фам”, а “меф”, слово “праздник” — не “фет”, а “теф” . Если скажешь наоборот — это не ошибка, но звучит старомодно. Когда я услышала, как они говорят, подумала: “Боже, что происходит!”, а когда мне писали sms, вообще ничего не понимала. Легче стало спустя два года. Постоянное общение с носителями языка помогло мне влиться.
О работе для души и о работе для заработка
Моя основная работа не связана с культурой. Работаю в компании “Фотоматон”. Это фирма, которая сдает в аренду фотокабинки, такие, как в фильме “Амели”. Во Франции сейчас модно арендовать их на свадьбы, корпоративы и другие мероприятия. Я занимаюсь логистикой. Это, как говорят во Франции, “работа, чтобы прокормить себя” — иметь документы и минимальные деньги на жизнь. А для души у меня вторая жизнь. Она начинается после пяти, когда я закрываю дверь офиса.
Вторая жизнь есть у меня благодаря Одессе. Работа в “Альянс Франсез” дала мне много знакомств с интересными людьми. Я работала со всеми деятелями культуры, которые приезжали в наш город — от неизвестных музыкантов до таких звезд, как Пьер Ришар. И эти знакомства помогают мне находить классные проекты сейчас, уже в Париже.
О волонтерстве, кино, хиппи и свободе
Мой хороший друг из Одессы Дима Меращи играет у Славы Полунина в “Снежном шоу”. Однажды я пошла посмотреть их выступление, а через полгода меня пригласили стать волонтером на “Желтой мельнице” (усадьба-парк, где живет Полунин -ред.). И вот уже три года я участвую там в организации праздников, выступаю аниматором, и не побоюсь этого слова — клоуном. Все началось с волонтерства. Считаю, что если что-то нравится — нужно делать, даже без денег.
В кино я также попала – приходила сниматься бесплатно в небюджетных фильмах, потом пошла цепная связь. Снимаясь в одном сериале я познакомилась с кастинг-директором, и он позвал меня сняться в рекламе Гуччи. У меня нет модельных параметров, но оказалось, что им нужны обычные люди, которых можно встретить на улице. Мы изображали студентов парижских забастовок мая 1968 года. Я всегда с трепетом относилась к той эпохе — революция нравов, хиппи, свобода! Наверное поэтому я еще снялась в фильме Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар», где действие происходит тоже в мае 1968 года. Благодаря знакомству с Забу Брейтман, я стала Татьяной – славянской домоправительницей замка — в сериале «Paris etc» Canal+. Роль у меня там маленькая, но из-за популярности канала, многие друзья и знакомые видели меня, звонили, поздравляли.
Считаю, что если что-то нравится — нужно делать, даже без денег
А кроме этого, я еще работаю с нашей группой Dakh Daughters, как тур-менеджер, когда они выступают во Франции. Хотя я б работой это не назвала, это же сплошное удовольствие!
Париж — капризная девушка
Отношусь к городам, как к людям. Например, Одесса, для меня действительно мама, а Париж – капризная девушка. Ощущение капризности усиливается постоянной сменой погоды. Погода это очень французская “тема” – они все помешаны на погоде, проверяют ее каждое утро.
Помню, когда я попала под дождь и пришла на работу мокрая, все очень удивились. “Как, ты не посмотрела погоду? Везде же было написано, что будет дождь ”. «Ну и что, — ответила я им. — Это же так интересно, давать возможность жизни тебя удивлять». Они на меня посмотрели как на умалишенную. Впрочем, меня тут, в офисе, и так считают не от мира сего, я для них нестандартный элемент в их роботическом мире галстуков и пиджаков.
О разочаровании в Париже
До переезда я часто бывала в Париже, и конечно у меня было много знакомых в городе. Поэтому как только я написала в Фейсбуке, что теперь здесь – каждый вечер меня звали на концерты и вечеринки. Я думала: вот она, парижская жизнь! Но потом наступил август, месяц отпусков, все разъехались. Тогда я поняла, что на самом деле я здесь одна. Понятие дружбы во Франции другое. Здесь дружба поверхностная. У нас когда ты дружишь – это глубокие отношения. Можно без спроса прийти в гости, позвонить в три часа утра, когда тебе очень плохо. А тут тысячу раз подумаешь, а стоит ли? Тебе могут не открыть или спросить “а чего приперся?”. Еще французы немного лицемерны. Иногда они слишком добрые и вежливые, но это фальш, говорят, что всегда готовы помочь, но на самом деле это не всегда так. Поэтому в какой-то момент я подумала “Работаю на нелюбимой работе, настоящих друзей нет, что я здесь буду делать? Что я здесь забыла”? Но потом я сказала себе: «Аня, оглянись, ты в Париже, многие мечтают здесь оказаться, соберись !» И так как я стараюсь во всем искать позитив, я нашла свое место в этом городе, своих людей, и если у меня и возникают какие-то сложности или разочарования, я отношусь к ним нейтрально и воспринимаю их как урок.
Об отношениях мужчин и женщин
У меня есть своя теория по поводу отношений мужчин и женщин во Франции: из-за того, что во Франции много феминизма, мужчины стали очень женственны, потеряли свою мужественность. В какой-то момент, я поняла, что наш славянский менталитет мне ближе.
Концепт Франции – жить в свое удовольствие
Я не против равноправия полов, но какие-то вещи – это слишком. Какая-то минимальная куртуазия, да назовем это просто человечностью, это все-таки приятно. Например, когда ты с тяжелыми сумками в транспорте стоишь, а тебе не уступают место. Многие украинские друзья говорят, что когда хотели уступить место в метро, женщины на них кричали: “Я не беременна, не стара и могу постоять!” С другой стороны, когда вижу мужчин, которые меняют памперс ребенку или берут отпуск по уходу за ребенком, это очень радует. В Европе роль отца не нивелируется.
Вообще, французы не спешат заводить детей и семьи. Концепт Франции – жить в свое удовольствие.
Одесский флер в Париже
На самом деле, Одесса имеет очень хорошую репутацию во Франции. Когда говоришь: “Одесса”, они все восклицают: “Ах, Одесса!” Ты им: “О, ты знаешь, где это?” Они отвечают: “Нет, не знаем, но это так круто звучит!” Для них, Одесса — это легенда, миф, что-то волшебное. Все киношники знают о Потемкинской лестнице, некоторые – “Одесские рассказы “ Бабеля. И еще спрашивают, у вас там все хорошо, не дошел до вас Путин? Я отвечаю, “Нет, не дошел. Все хорошо”.
Новый взгляд на Одессу
Когда уезжала, у меня была безусловная любовь к Одессе. Я водила по городу французов и восхищалась. Приехав обратно, год спустя, по-другому смотрела на родной город: мой глаз уже отвык от плохого вкуса. Имею в виду фасады зданий, рекламные вывески, обшитые вагонкой балконы, этот бедный дом Гоголя или дом Руссова, которые распадается по кусочкам – это же ужасно! Да, позитивные изменения есть: преображается центр города, открылся красивый Стамбульский парк, например. Но все равно не пропадает ощущение, что это «потемкинские деревни». Департамент, который занимается архитектурой города, до сих пор не сделал так, чтобы все выглядело гармонично. Вот чему стоит поучиться у Европы — они из ничего могут сделать конфетку и зарабатывать на этом деньги. Им бы дай Дом Гоголя, они б из него уже музей сделали.
Вместе с тем, лицо Одессы очень меняется – я вижу все больше женщин в парандже, все больше кальянных, удивляет количество новооткрытых кафе, они все время меняются. Такое впечатление, люди думают только о том, чтобы поесть и выпить. Наверное, это нормальное состояние, особенно после последних трагических событий в Украине. Люди понимают, что жить нужно сегодняшним моментом, простыми желаниями.
О том, чего не хватает в Париже
Чего мне очень не хватает в Париже, так это моря. Даже не для того, чтобы купаться, а как стихии, как элемента природы, который меня принимает в любом состоянии. Если мне плохо – на море станет хорошо, если хорошо -– еще лучше. И что самое важное — мой глаз не может найти в Париже горизонт.
В Париже мне не хватает моря
Видеть горизонт – это чувствовать свободу, видеть открытость и широту, знать, что все возможно. В Париже все вокруг – информация, глазу и мозгу негде отдохнуть. Поэтому я постоянно езжу в Нормандию и Бретань, чтобы увидеть океан.
О чувстве защищенности
В Одессе я чувствую себя в большей безопасности, чем в Париже. Имею в виду теракты. Особенно после того, который произошел в концертном клубе, когда погибло более ста людей. Время прошло и я пытаюсь отгонять от себя плохие мысли, не поддаваться страху. Ведь террористы именно этого и добиваются — поселить страх. Но в Париже в общественных местах время от времени лезут в голову мысли, что никто не проверял сумку, вокруг куча людей и в любой момент кто-то может расстрелять всех. В Одессе такого нет. Помню, один раз меня посетила такая мысль, во время кинофестиваля когда я сидела в толпе на Потемкинской лестнице. А потом я вспомнила, что в Одессе, и расслабилась.
О будущем и мечтах
Хочу путешествовать, открыть свое дело, доучить наконец польский и испанский, научиться играть на парочке музыкальных инструментов, танцевать, побывать в латинской Америке. Моя покойная бабушка всегда мне говорила: “Я объездила весь мир, много чего видела, но Мачу-Пикчу в Перу – это моя самая незабываемая поездка. Если сможешь, обязательно съезди туда». Хочу последовать ее совету. Даже если я покину Париж, он в моем сердце навсегда останется как второй дом. Ближайшее свое будущее вижу здесь, хотя далеко не заглядываю – сказывается мой славянский менталитет : не думаю о пенсии и не выбираю круиз, в который поеду в 60 лет, как это делают многие французы. Иногда кажется, что они настолько озабочены будущем, что забывают о настоящем. И да, у меня всегда есть куда вернуться.
Фото. Заглавное: Oksana KANIVETS. Другие: Christopher PUGMIRE, Felix GUY
Очень лёгкий, в хорошем смысле, текст. Жаль, что талантливые люди покидают Одессу. Но, даже глядя как город стремительно деградирует, надеюсь, что Ане, действительно будет куда вернуться.