«Одесская жизнь» связалась с архитектором, соучредителем Ассоциации архитекторов Украины Андреем Черненко с просьбой дать свой комментарий по сложившейся ситуации с реставрацией Колоннады. В ответ мы получили письмо Андрея, которое публикуем с небольшими сокращениями:
«Сейчас о проделанных работах как о реставрации, не может быть и речи. Представьте себе, если бы картину Караваджо «реставрировали» бы акриловыми красками. Примеров подобного неграмотного, безалаберного, бестолкового, нечистоплотного подхода в той или иной мере множество… Колоннада одна.
Впервые я занялся ее изучением во время диплома в 1993-1995 годах под руководством В.А.Лисенко. Тогда я занимался скорей визуальным и архивным исследованием. А непосредственно на площадку пришел «по зову сердца», в прошлом году.
Колоннада — это словно лакмусовый индикатор, оставленный Одессе графом Воронцовым. То, что происходило и происходит с ней — это отображение вех жизни всего города и в полной мере — архитектуры и строительства. Все те ремонты и реконструкции, которым подвергалась Колоннада, так или иначе были проведены и на остальных зданиях города.
Совершенный пробел в знаниях реставрационных работ очевиден как у рядового гражданина, так и у профессионала. И если первого можно назвать всего лишь невеждой, то второй, взявшись за незнакомую область и идущий на поводу у единовременной экономической выгоды, совершает преступление. Если ты называешься врачом, то это не означает, что с одинаковым успехом можешь лечить гланды и геморрой.
Совмещение несовместимых материалов (штукатурка цементным раствором ракушечника, известняка, окраска красками фирмы «какаябыла», облицовка плиткой) уничтожение отмостков и засыпка приямков, перегруз кровли — все это происходило на Колоннаде.
Можно было ограничиться местным ремонтом. Подкрасить и подштопать. Но для полноценной РЕКОНСТРУКЦИИ необходимо было произвести расчистку до стабильного и аутентичного слоя. Было два вида работ: полевая и архивная. И там и там добирались до сущности. С крыши было снято что-то около 3 тон птичьего помета. Отчетом о проделанной работе была выставка, проведенная в 2017 году ко Дню города в Доме ученых.
В конце августа прошлого года мы узнали, что проектная организация готовит решение по замене деревянных конструкции. Деревянные элементы, износ, которых составил около 70% (кстати, тоже не из-за старости или погодных условий, а из-за неправильной технологии ремонтов, из-за перекрытия доступа к ним воздуха в частности) — это только часть сложной комбинированной системы перекрытия Колоннады. Дерево решили заменить железобетоном. И вот мы с Анатолием Изотовым рано утром в субботу мечемся по площадке строительства евромэрии, перехватываем на лету руководство и, объяснив суть проблемы, добиваемся запрета на использование железобетона и подтверждения на восстановление аутентичной системы кровли.
И мы успокоились…
Еще в конце мая этого года В.Г. Сухановым было озвучено подтверждение принятого решения. Дереву быть. Но всего через несколько недель небезразличные одесситы заметили активность на площадке и подняли тревогу. Около Колоннады работала строительная техника. Это было хорошо видно и на онлайн камере, установленной на Воронцовском дворце. Когда я узнал об этих работах и посмотрел на площадку, то больше всего меня встревожило не столько разрушение ступеней так называемого «амфитеатра» (хотя и демонтаж того, что было тщательно и осторожно расчищено командой под руководством А.Изотова, называется варварством), сколько установка опалубки на уровне капителей колонн, наличие на площадке арматурных стержней 6-метровой длины. Все это говорило о подготовке к заливке монолитного пояса. Совместными усилиями удалось остановить губительный процесс. Как оказалось ненадолго.
Чем же опасен этот железобетон? И даже не весом. Вся конструкция Колоннады (и это не ошибка Воронцова, его архитекторов, инженеров или строителей) была выполнена шарнирно-оперто. Даже капители на вершине колонн не были жестко закреплены. Балки из лиственницы, кроме природной гибкости, тоже были шарнирно соединены друг с другом. Любое жесткое соединение заставляет работать элементы конструкции вместе. Таким образом, при ветровых и сейсмических колебаниях при жестком сопряжении балки с колонной обеспечивается совместность их деформаций и перемещений в узле сопряжения и возможность передачи изгибающего момента от балки на колонну. А так как балка и колонна состоят из разных материалов, то их прочностные характеристики тоже разнятся. Другими словами при определенных нагрузках бетонный пояс выдержит, а колонна, выполненная из ракушечника, лопнет.
Сегодня происходит нарушение и игнорирование технологий и, пользуясь общим недостатком сведений и знаний, находятся смехотворные причины для этого. Нам говорят, что нет возможности найти «аутентичную лиственницу».
А решение этой задачи я предлагал еще прошлой осенью. Конструкция из клееной древесины. В цеху (так, например, это делается в Прибалтике, Скандинавии и других странах) производится сборка всей конструкции, по лекалам, снятым на Колоннаде, после разбирается, привозится на место и монтируется. Простейшая, но потрясающая современная технология, которая используется, в том числе, и в сейсмоопасных районах и в районах с большими ветровыми нагрузками — например, в Японии. Причем в Японии сборные деревянные кровли сооружали еще в древних храмах».
Ранее «Одесская жизнь» рассказывала, что городские власти обещают закончить реставрацию Колоннады в 2019 году, а неделю назад на территории объекта появилась бетономешалка.
Фото: со страницы Анатолия Изотова в Фейсбук.