После сезонной остановки возобновились работы по восстановлению Воронцовской колоннады. При этом используется откорректированный проект.
Некоторые общественники, защищающие памятники архитектуры в Одессе, выложили в соцсетях фотографии, из которых видно, как возле колоннады работает погрузчик. Они выразили опасения, что таким образом бельведер может серьезно пострадать, вплоть до уничтожения. В ответ на эти обвинения представители подрядчика, ООО «Одессакоммунэкология», и проектанта, НПЦ «Экострой», встретились с журналистами и общественниками.
Как рассказал представитель генерального подрядчика Максим Игнатьев, сейчас началось восстановление балочного перекрытия колоннады и кровли. Также рабочие оштукатуривают стены, подготавливая их под облицовку песчаником, проводят работы по восстановлению амфитеатра и боковых лестниц, которые ранее вели к прогулочным аллеям.
В ходе проведения работ было выявлено, что ступени необходимо разобрать, промаркировать, а потом восстановить в соответствии с маркировочной картой и облицевать песчаником, придав объекту тот вид, который он имел во времена графа М. С. Воронцова.
«Это с применением тех же материалов, которые были во времена его строительства, и с применением тех материалов, которые были демонтированы сейчас со ступенек», — уточнил Игнатьев.
Крышу собираются накрыть сланцем, привезённым из английского Уэльса, — как это было изначально. В советские времена кровлю перекрыли оцинкованным железом. Проектом реставрации также предусмотрена частичная перекладка амфитеатра колоннады, ее правой части на 30%, а левой на 70%.
«Когда начались работы, было определено, что перекладывать кладку амфитеатра в тех объемах, которые предусматривались недостаточно. Пришлось начинать демонтаж с составлением маркировочной карты, чтобы потом их частично возвратить обратно. Те элементы, которые утратили свою конструктивную характеристику, будут восстановлены из того же материала: пиленого ракушечника в тех же габаритах и в том же виде», — рассказал главный инженер проекта НПЦ «Экострой» Сергей Тихонюк.
Балки перекрытия реставраторы пообещали оставить деревянными. Хотя существует вероятность замены части элементов на железобетон, но тогда будет приниматься отдельное решение, которое отразится в проекте. Связано это с тем, что часть балок пришла в негодность – стала трухлявой. В Украине крепкой древесины нужного диаметра и качества, выдержанной в автоклаве, нет. Купить ее зможно в России или Канаде, а это может обойтись очень дорого.
В нынешнем году научным сопровождением работ занимается Лидия Карпенко. Она сменила Анатолия Изотова, который в прошлом году помог в оценке состояния колоннады и принятии решений, как поступить с теми или иными находками. Теперь же нужен специалист, который больше специализируется на технологии строительства.