Оппозиционный Кремлю автор с мировым именем рассказал о том, что он думает о Владимире Путине, с которым в свое время встречался. Вспомнил, как создавал скандальный «Метрополь». Порассуждал о подтексте своего последнего романа «Розовая Мышь». И посетовал: каково быть однофамильцем Венедикта Ерофеева, написавшего «Москва-Петушки»!?
Девочка Маруся пишет для взрослых
— Виктор Владимирович, что определило возраст героини вашего нового романа «Розовая мышь»?
— У Маруси Менделеевой (она старше Алисы и младше Лолиты) догорает детская сказка. Девочка переходит в другую область сознания. Если хочешь написать что-то стоящее, то и жанр должен быть пограничным. И характеры так или иначе — граничить с противоположностями. Ну, и само собой возраст. Я читал мало книг, где возрастная граница была проведена так отчетливо, как постарался сделать я. Одиннадцатилетняя девочка пишет для взрослых. Действие волшебно-политического романа происходит на дне морском. Это огромная метафора разбитой счастливой семейной жизни. Она разлетелась в одну секунду и погрузилась в пучину. В книге пучина превращается в царство утопленников. И Маруся там ищет своих родителей, чтобы вернуть их назад, на землю. Для обретения заново любви и счастья.
Психологический портрет кисти писателя
— Когда вы общались с ранним, если так можно сказать, Путиным, наверняка составили его психологический портрет. Поделитесь наблюдениями.
— Была встреча по случаю выхода моей книги в Париже. Тогдашний французский президент Жан Ширак, Путин и я обсуждали её. Собственно, обсуждали мы с Шираком, а Путин молчал.
— Думаете, не читал?
— Он не читатель. Это все знают. Президент России вырос на ленинградской улице. А по уличным законам бесчеловечность иногда становится защитой. Этим он близок русской истории, потому что это история выживания, в отличие от других наций. У них — история жизни. И если ты спокойный наблюдатель, а не спешишь записаться в путинскую команду, то понимаешь, что его цель — самоутверждение. Однако у раннего Путина не получилось догнать даже Португалию по уровню ВВП. И когда не вышло с модернизацией, возникла мобилизация. Мол, не позволим России распасться. Как ни странно, на этой мобилизации довольно большое количество народа держится. А повар добавляет острую подливу: крымский, а затем и донецкий конфликты.
Сейчас только два процента российского населения против аннексии Крыма. Это статистическая погрешность. Но нельзя же все время мобилизацией жить. Тогда и появилась Сирия, где Россия демонстрировала себя сверхдержавой. Но там тоже не все в порядке.
Альманах «Метрополь»
— В конце семидесятых вы создавали самиздатовский «Метрополь». Тогдашние властители дум интеллигенции Юрий Трифонов и Булат Окуджава отказались в нем участвовать. Почему?
— Сейчас учебники, книги по истории СССР и России не обходятся без рассказа о нашем альманахе, в который мы собрали «непроходное». Не одна страница специальных исследований посвящена ему, как предвестнику перестройки, предвестнику смены ценностей. Я придумал этот альманах, а двигателем его стал Василий Аксенов, поскольку я не знал писателей так, как он, а некоторых вообще не знал.
Конечно, мы предполагали, что можем поплатиться. А уж те, кто были опытней, отлично понимали, чем это грозит. Юрий Трифонов сказал, что с ними (он имел в виду власть) ему лучше бороться книгами, которые выходят. Да, хоть и с трудом, но его издавали. Трифонов всегда был на нашей стороне. А Булат Окуджава объяснил: я среди вас единственный член партии, и думаю, что у меня будут большие неприятности. Так он оказался меж двух лагерей. А по нам били крепко.
— Вас с Евгением Поповым из Союза писателей исключили.
— Дважды. После первого раза нас поддержали Джон Апдайк, Артур Миллер, Курт Воннегут. Мировые звезды. И в СП нас вернули, потому что те пригрозили, что откажутся печататься в СССР. А когда началась афганская война, уже было не до американских писателей, и нас снова выгнали.
Мы погрузились на самое дно жизни. И царь-дно в моей «Розовой мыши» — это жестокое мордобитие. С 1979 года, когда разразился скандал с «Метрополем», до сих пор я под впечатлением разгрома моей семьи, потери возможностей, которые были у отца, посла во Франции, вице-президента ЮНЕСКО. И очень порядочного человека.
Дипломатия — это разные способы договариваться
— Украина все дальше отходит от России. Однако у нас не все приняли европейский вектор.
— Бывает, что во время кризисных событий разные подходы наполняются кровавым содержанием. Украина сделала свой исторический выбор. Когда корабль разворачивается, возникает вопрос: а правильно ли? Разные точки зрения — общество живо. Я с осторожным оптимизмом слежу за тем, что происходит у вас, и с осторожным оптимизмом верю в европейское будущее Украины.
— Почему с осторожным?
— Во-первых, русский человек боится сглазить. Во-вторых, когда вы рядом с большой и по-военному мощной страной, то не только сами определяете свое будущее. Поэтому надо быть дипломатами. Мне кажется, этого здесь не хватает. Я говорю не о военном времени, а вообще. Есть разные способы договариваться с русскими. Чтобы евреев выпустили из России, Ричард Никсон и Генри Киссинджер (Президент и госсекретарь США — А.Р.) так крепко пили в Ялте, что последний вместо двери выходил… в окно. Но зато евреи смогли уехать.
— С кем пили?
— С Леонидом Брежневым и Андреем Александровым, его помощником. Информация из первых уст.
Немыслимое оказалось реальным
— Ваши акимуды в одноименном романе, вышедшем за несколько лет до войны между нашими странами, хотели осчастливить Россию…
— За сто лет у нас дважды все ценности рушились. Первый раз в 17-м году прошлого века. Это были ценности, о которых знаем по «Войне и миру». Потом, в конце Советского Союза, потеряли ценности, структурировавшие нашу жизнь. Словом, два «Титаника» утонули.
А пришельцы-акимуды ценности принесли. Но оказалось, это уже не работает, потому что жизнь деградировала настолько, что даже доброжелателя воспринимают как угрозу и насилие. И страна, которой не существует на свете, получила военное наступление России.
Если вы сейчас возьмете эту книгу, то ужаснетесь пророческой интонации. Не сравниваю, разумеется, Украину с Акимудией. Но немыслимая война оказалась реальной.
Акимуды мои говорят, что мы возлагали слишком большие надежды на перемены в обществе. Однако тоталитарная яма, в которую провалились, оказалась куда глубже, чем предполагали. И глупо видеть все беды лишь во власти. В ней отражается народное сознание, не имеющее четких представлений о цивилизованной жизни.
«Ерофеевская» путаница
— У вас был рассказ «Два Ерофеева»…
— Я безмерно люблю своего однофамильца Венечку и считаю его «Москва — Петушки» замечательным произведением. Он высоко поднял творческую фамильную планку «Ерофеев». И нас путали бессчетное количество раз.
Как-то нас с женой пригласил в гости голландский консул Билл. У него собрались дипломаты многих стран. Билл усадил меня по правую руку, как главного гостя. И всем показал книгу: дескать, это одно из известных моих творений, вышедших в Голландии. Я глянул на обложку — «Москва — Петушки».
Я ему: «Это не моя книга!». Он показывает в книге фотопортрет: «Твой?». Отвечаю: «Мой». Читаю на обложке: «Виктор Ерофеев. Москва — Петушки». Вступление обо мне, а вот содержание …
Билл смотрит на меня, как на душевнобольного, и вдруг подмигивает так, как в советских фильмах проститутки подмигивали клиентам. Затем, подняв руки, вращает ими, указывая на стены, потолок — дескать, здесь могут быть «жучки», и потому я, вероятно, опасаюсь признаться.
Блиц-интервью
— Для вас Одесса — это…
— Солнце и море.
— Любимый отдых.
— Не отдыхаю никогда.
– Любимый город.
— Париж.
— Любимая еда.
— Грибной суп.
— Любимый писатель.
— Маркиз де Сад.
— Любимый литературный герой.
— Ставрогин из «Бесов» Достоевского.
— Лучшая черта человеческого характера.
— Адекватность.
— Любимое выражение.
— Пошел туда-то…
Из досье
Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица», переведенный более чем на 20 языков, стал международным бестселлером. По нему снят одноименный фильм.
По рассказу Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» композитор Альфред Шнитке написал оперу. Ее премьера состоялась в Амстердаме. Кинолента, снятая по этому рассказу, носит то же название.
Виктор Ерофеев — лауреат премии имени В. Набокова, кавалер французских орденов: Искусств и литературы, Почетного легиона.
Автор: Аркадий Ромм.
Писатели это люди творческие люди, а они как все творческие люди живут чувствами, не реалиями.Это их профессия-излагать что чувствую!Другие люди реалисты и функционеры, наделённые властью и они делают то, что не всегда воспринимается «правильно» творческими людьми. Такова реалия существования общества в мире.Это надо осознавать, Витя!
1) Высшая форма признания писателя-популярность в собственной стране и у собственного народа.
2)Витя приехал в Одессу покритиковать Путина-это»смелый» поступок.
3)Пишите книги Виктор на французском и английском, вижу там Вы более востребованы…
мне нравится писатель венедикт васильевич ерофеев…его москва-петушки..дорогого стоят…а это что выше вовсе и не писатель а так говно..
Уважаемые комментаторы. Спасибо за внимание к моей публикации. Можно ли уточнить, какие книги, статьи, интервью Виктора Ерофеева вы читали?
Не всё в нашей жизни идеально и правильно. Плохо когда мешают творчество и политику.А если так, тогда расскажи и о видимых тобой плюсах и минусах «европейского» выбора Украины и её власти.Будь адекватным реалистом, а не ангажированным идеалистом.Зри в корень!