Прошёл месяц, как школьники приступили к учебному процессу. Большая часть из них – к привычному, годами отточенному. И лишь небольшой процент первоклассников охвачен новаторским проектом Министерства образования и науки под названием «Новая украинская школа». Корреспондент «Одесской жизни» побывал в одной из школ-участниц эксперимента и выяснил, каково это — учить и учится по-новому.
Новички под пристальным наблюдением
Директор общеобразовательной школы №26 І-ІІІ ступеней (ул. Старопортофранковская, 32) Виктор Дворницкий встречает нас с улыбкой. Он уже привык к повышенному вниманию и частым визитам журналистов. Говорит, что принимает гостей чуть ли не каждый день, и сразу же ведет нас к «виновникам торжества».
Знакомство с первоклассниками состоялось прямо на уроке. В классе звучала задорная музыка, дети, вместо привычной писанины, складывали животных, которых они хотели бы иметь, из геометрических фигур. Пока малыши воплощали в жизнь свои фантазии, Светлана Митрофанова, учитель начальных классов по номенклатуре должностей, а по факту — внимательный наставник и заботливый друг 30 ребятишек, только-только пришедших в школьный мир, рассказала, как проходит обычный день первопроходцев.
Учитель и ученик — партнеры
День первоклассников «Новой украинской школы» начинается с утренней встречи. Это вроде планерки за круглым столом. С детьми обсуждают, какую тему они изучат в ближайшее время, как это будет происходить, что для этого понадобится. То есть ведется диалог на уровне партнеров, вырабатывается командный равноправный дух. В новой школе ребенок не должен быть просто исполнителем указаний учителя, в него закладывают навыки исследователя, мыслителя и полноценного участника процесса взаимодействия с миром. Учитель не доминирует над ребенком, не указывает ему на ошибки, а помогает понять себя, найти лучшее, что в нем есть, и обучает тому, как применять это в практической жизни.
Мы попадаем к детям в «неделю дружбы». Чтобы разобраться в этом понятии, малыши обсудили важные составляющие, расписали их на бумажных лепестках, из которых затем сконструировали цветок.
Немаловажными для современных школьников являются взаимопонимание, сострадание и сплоченность, ведь вокруг столько жестокости, в том числе и детской.
«Этого мы добиваемся всевозможными командными работами. Например, недавно с детьми обсуждали, чем мы можем помочь одному своему больному товарищу. В итоге сделали для него стенгазету и передали ее родителям мальчика», — делится опытом учитель начальных классов Одесской ООШ № 26 Светлана Митрофанова.
Практически каждый день учителю-новатору приходится менять расположение парт (у каждого ребенка свое рабочее место), создавать из них всевозможные композиции (парные, командные, «круглые столы»), придумывать коллективные задания, выполняя которые, дети учатся помогать друг другу добиваться нужного общего результата. Хотя соревновательных моментов в обучении тоже немало.
Урок у первоклассников, который длится всего 35 минут, уже не тот, который был раньше. Дети не зациклены на одном предмете. Учитель может себе позволить переключаться с украинского языка на литературу, с основ здоровья на природоведение, с математики на естественные науки. Это так называемый интегрированный урок, цель которого –формирование целостной картины мира. В новой учебной программе он называется «Я узнаю мир». На таких уроках учитель может проводить беседы, дискуссии по содержанию мультфильмов, чтение литературных текстов. Если явно видно, что дети устали, урок прерывается, и коллектив выходит во двор на прогулку. При таком подходе малыши, которым еще сложно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном, не так устают и легче усваивают программу.
Абсолютно все уроки проводятся в виде игры. Однако не стоит опасаться, что дети тратят время вместо того, чтобы учиться. Они обучаются играючи. Для этого в классе есть вспомогательный инвентарь: интерактивная доска, компьютер, телевизор, игрушки, наклейки и прочее. При этом, форма диалога между учителем и учениками тоже не всегда традиционная. Они общаются с помощью песен, стихов, записочек, смайликов, жестов, рукопожатий, объятий. Наказаниям и обидам в этом творческом процессе места, конечно же, нет.
Чтобы все это ежедневно воплощать в жизнь, учителям не только самим пришлось сесть за парты, но и объединиться с такими же новаторами со всей области для обмена опытом. Педагоги делятся фотографиями со своих уроков и новыми идеями. Например, балтские педагоги предложили коллегам изучать с детьми звуки природы непосредственно в парке. Такая практика, как оказалось, успешно себя зарекомендовала.
Учитывая, что в следующем году, по задумке Минобразования, в формате «новой украинской школы» будут работать все первые классы, многие педагоги уже сейчас начинают к этому готовиться. Они приезжают в пилотные школы, общаются с учителями-новаторами и наблюдают за тем, как проводятся уроки. Посещают занятия и студенты педагогических вузов, ведь им совсем скоро также придется работать по-новым стандартам.
Светлана Митрофанова, учитель начальных классов Одесской ООШ № 26: «Конечно, нелегко внедрять новое в устоявшуюся систему образования. Причин много. Во-первых, переполненные классы. И дети уже не сидят за партами все 35 минут, внимательно всматриваясь в книгу, либо на доску. Во-вторых, творческое обучение и от учителей требует умения раскрыть потенциал каждого ребенка, удержать внимание коллектива, не допустить хаос на уроке в то время, когда дети что-то обсуждают, трогают или прыгают. Приходится основательно готовится к каждому уроку, читать новую литературу. Очень помогает поддержка со стороны Одесского областного института усовершенствования учителей и кураторов. Однако, как бы ни было сложно – это того стоит. В итоге малыши, со своим любопытством, желанием познавать необъятный мир, не утратят его, переходя на следующую ступень обучения».
«Ребенок с улыбкой бежит на уроки»
Марина, мама первоклассника: «О том, насколько удачен процесс обновления старой школы, могут сказать только сами дети. Ведь настроение ребенка во время уроков и его желание идти или не идти в школу — говорят сами за себя. Мой ребенок с интересом вовлечен в учебный процесс. На лице нет ни намека на скуку, страх или смущение. С уроков он уходит домой с улыбкой, переполненный положительными впечатлениями после нелегкого трудового дня. С такой же улыбкой ребенок на следующий день снова бежит на уроки. И хотя с начала учебного года прошло совсем ничего, маленький положительный опыт и огромное желание нашего учителя двигаться в новом направлении, дают надежду на успешную реализацию проекта и взращивание поколения, способного легко реализовать себя в жизни».