Недаром Пушкин в своем бессмертном романе в стихах иронично упоминал знаменитую одесскую грязь. В первые годы становления нашего города о нормальных дорогах его жителям приходилось только мечтать.
Сточные канавы и резиновые сапоги
Трудно даже представить себе, какой была Одесса в первые годы своего существования. Для того чтобы повозки и экипажи могли в дождь проехать по ее улицам, вдоль них выкапывали канавы, в которые стекала вода. Правда, это был настоящий мартышкин труд — очень быстро экипажи колесами разрушали канавы, и дороги снова превращались в непроходимое болото. Чтобы пройти по улицам Одессы в сырую погоду, жители поверх обуви и панталон надевали высокие сапоги или ботфорты, иначе рисковали безнадежно испортить костюм.
В 1815 году городские власти приняли решение облицевать «плиточным камнем» канавы на четырех главных улицах. Однако это решило проблему только в центре города, и то ненадолго. В остальной части Одессы приходилось укреплять сточные канавы деревянными щитами, но непрочный материал очень скоро приходил в негодность.
С наступлением осени ситуация сложилась и вовсе анекдотическая: сначала дороги размыло дождями, а потом ударили морозы. Застрявшие экипажи вмерзли в грязь и остались в таком положении до весны. Видимо, зима посещала Одессу совершенно неожиданно и в XIX веке.
Булыжники привозили в город как балласт
Постоянная распутица настолько мешала развитию города, что власти решили: пора вплотную заняться созданием нормальных дорог. И улицы Одессы стали выкладывать щебнем из местного известняка, который, кстати, был совершенно непригоден для мостовых. Укладывали его при помощи чугунного катка, в который были запряжены волы. Но щебень не спасал, а кроме того, узкие ободья колес повозок, обитые железом, способны были быстро разрушить любое покрытие.
Влияние одесского климата требовало радикальных мер, и городские власти ломали голову, чем спасти город от непролазной грязи, которую создавал даже самый хлипкий дождь. Она становилась настоящим стихийным бедствием — во время ливней закрывались даже базары. В 1820-х годах кто-то предложил замостить улицы булыжником, который привозили на грузовых судах в качестве балласта. Затем появилась идея выложить улицы плитами из Триеста, Мальты и Ливорно. За четверть века было перепробовано множество способов устройства дорог и потрачено более 2,5 млн рублей.
Ранее мы рассказывали о том, как городской голова Одессы учил министра «делать чудеса».
От деревянных мостовых отказались из-за запаха
В 1823 году городская управа озаботилась удобством пешеходов — появились первые тротуары. Сначала их посыпали щебнем, позже поверх него укладывали толстые плиты. Они были плотнее местного известняка, но оказались такими же недолговечными. Затем стали использовать лавовые плиты из Италии, которые можно увидеть в городе и сегодня. Лавовый камень считался лучшим камнем для мощения во все времена.Этот камень, полученный из вулканической лавы, был прочным, тяжелым, практически не стираемым.
Через несколько лет в Одессе появилась торцовая мостовая, устраиваемая из шестигранных или прямоугольных деревянных шашек, сплоченных между собой. Шашки укладывались на песок поверх дощатой основы.
Из сосны специальной машиной на конном приводе делали кубики (торцы), которыми выкладывали улицы. Готовая мостовая «привела одесситов в восторг». Однако вскоре радость поутихла: во время дождей дерево пучилось, распирало обочины, и кубики потоками воды сносило в порт. Там их привычно вылавливали, чтобы вернуть на место.
Однако самое плохое было даже не это. Гораздо хуже был убийственный запах, который витал над искусно уложенными торцами. Во-первых, их пропитывали на редкость вонючим смолистым составом. А во-вторых, дерево совершенно не годилось для мостовых, по которым разъезжал гужевый транспорт — торцы впитывали в себя все лошадиные отходы. Пожалуй, единственное удобство таких мостовых заключалось в том, что экипажи ездили по ним почти бесшумно. В отличие от каменной мостовой, где стоял дикий грохот от повозок. В центре города, где движение было наиболее интенсивным, невозможно было даже разговаривать, а на окраинах был слышен постоянный гул, доносившийся из центра.
Швейцарский асфальт и венгерский керамит
В 1841 году в Одессе впервые в стране улицы застелили асфальтом. Его привезли в город из швейцарского месторождения Валь-де-Травер, которое снабжало асфальтом все крупные европейские города. Однако местные подрядчики решили, что швейцарский асфальт стоит слишком дорого, и они сами придумают состав не хуже. Но изготовленный по «местным» рецептам и технологиям асфальт даже близко не напоминал швейцарский. Использованные дешевые компоненты безнадежно ухудшили качество покрытия, и одесситы отказались от асфальтирования улиц.
Через два десятка лет городская дума все еще выбирала подходящее покрытие для дорог. Чтобы найти деньги на ремонт улиц, пришлось пойти на хитрость: для торговцев хлебом был введен «мостовой сбор» — полкопейки с каждого пуда зерна. Это позволило получить огромные средства, которые и помогли с дорогами. Центр города замостили брусчаткой, а правильность ее укладки проверяли специальным прибором. В отличие от булыжника, который укладывали на песчаную подушку в относительном беспорядке, брусчатку подгоняли так, чтобы поверхность дороги была как можно более ровной.
Примерно в это же время на улицах Одессы появился венгерский керамит или клинкер — обожженный до спекания кирпич. Увы, от керамита пришлось отказаться, поскольку производитель назначил за свой товар очень высокую цену. К тому же, говорят, на этом покрытии после дождя у лошадей разъезжались ноги.
Таким образом, в Одессе испробовали разные виды покрытий — торцовая мостовая, асфальтовая, гранитная… К 1880 году «дорожные злоключения» Одессы, наконец, закончились. Город приобрел нормальные мостовые и тротуары и стал одним из самых благоустроенных городов страны.
Виктория ОВЧИННИКОВА
Ранее мы рассказывали о том, чем и где торговали в Одессе в ХІХ веке.