Старая пословица говорит – кто умеет отдыхать, тот умеет и работать. Отчего же и не погулять после трудов праведных, позабыв на время о заботах? И что может быть лучше для отдыха, чем танцы?
Одесситы, и с этим согласятся все, знают толк, как в кухне, так и в танцах. Первый импровизированный бал состоялся в Одессе сразу же после штурма крепости Хаджибей.
Пляски победы
Турки в крепости Хаджибей жили не так чтобы по-дикому, а очень даже уютно, по-домашнему устроившись. Собственно деревенька приютилась на берегу моря, ближе к Пересыпи и лиманам. Простой люд жил там своей рабочей жизнью, бедные землянки лепились близко друг к другу, да стояли мечети. Другое дело «на горе», где ныне простирается Приморский бульвар и белеет колоннами Воронцовская арка. Тут высилась сама крепость, а за ней, там, где теперь Театральная площадь и дальше, по Греческой и Ришельевской улицам, располагались базары, лавки, кофейни и увеселительные заведения, в том числе и кофейня грека Симона Аспориди. Она-то нас и интересует. Потому что именно там 14 сентября 1789 года, в день Воздвиженья Господня, появились необычные гости. Были это отнюдь не турки, а победители турок – генерал де-Рибас со свитой офицеров. Русские желали праздновать взятие крепости Хаджибей, свою окончательную, неоспоримую победу над ней.
Симона Аспориди не надо было учить как угодить именитым гостям, среди которых, судя по мундирам, находился цвет армии де-Рибаса. Грек быстро вынес из погребов лучшее кипрское…
Столики кофейни вскоре ломились от закусок и еды. Солдатам же, что тоже собрались праздновать победу на нынешнюю Театральную площадь, где никакого театра еще не было и в помине, выкатили добрую водку в бочонках. Веселье разгорелось, как сухой валежник. И, конечно, вслед начались лихие танцы.
Можно считать – это был первый в Одессе бал, на котором собрались все сословия и исполнялись самые разнообразные танцы, начиная с гопака и заканчивая русскими присядками.
Потом уже долгие годы было не до гуляний – на смену подвигам ратным пришли трудовые. Строили город, укрепляли подходы к нему, обустраивали порт, набирали людей для службы – работы хватало!
Так вот и вышло, что первый официальный публичный бал в Одессе состоялся лишь 23 сентября 1797 года. И приурочен он был к открытию деятельности «Одесского иностранного магистрата».
Во-первых и во-вторых
Надо сказать, что мероприятие оплачивалось городской казной и обошлось муниципалитету в 373 рубля и 43 копейки. По меркам того времени, средства немалые.
Впрочем, это было не правило, а скорее исключение – городская власть не могла позволить себе быть столь расточительной. Большую часть танцевальных вечеров по тем временам устраивали частные лица. И многие из них не столько, чтобы повеселиться, сколько получить вполне приличный доход.
Так, купчиха Рожнова решила однажды устроить пышный вечер с танцами в ночь на 1 января 1800 по случаю начала XIX века. Расчет был прямой – барыши так в карман и просились. Разрешение купчиха получила и основательно к вечеру подготовилась, но, видать, не судьба ей была на этот раз подзаработать.
В тот момент, как нанятые по такому случаю музыканты начали играть марш, торжественно встречая прибывающих гостей, возьми, и появись полиция в виде пристава. Пристав запретил увеселение (по какой такой причине, нам теперь не узнать) и разогнал гостей и музыкантов. А разгневанная самоуправством купчиха недолго думая написала в магистрат жалобу и потребовала возмещения убытков. В результате этой распри мы и имеем документ, по которому можно представить себе, как развлекались наши предки – и сколько (что немаловажно) им это стоило.
Итак, обиженная купчиха Рожнова во-первых заявила, что точно такое же, как у нее, увеселение проходило в ту ночь у ее соседки г-же Рухле (похоже, что г-жа Рухля лучше, чем г-жа Рожнова сообразила каким образом потушить гнев полицейского пристава, рьяно охраняющего покой граждан в новогоднюю ночь).
Во-вторых, купчиха требовала возмещение убытков на сумму 47 рублей 40 копеек. И не на копейку меньше. И претензии свои обосновала не хуже современных юристов.
Счет составляли потери на извозчиков для распространения пригласительных и доставки танцовщиц (3,2 руб.), на нанятую прислугу (2 руб.). Музыканты обошлись в 12 рублей, на топливо для обогрева зала было потрачено полтора рубля, и свечей запасено тоже на полтора рубля. На этом расходы хозяйственные заканчивались, начинались съестные. Было закуплены закуски (5,2 руб.), 2 фунта шоколаду (2,5 руб.), сливки и лимоны (1,3 руб.). Сварили 3 фунта кофе (3,2 рубля).
Гостей ожидалось не менее 30, входная плата была установлена в размере 50 копеек, вот и еще вам 15 потерянных рублей.
Кто знает, может купчихе повезло, и ей таки выдали компенсацию. Хотя верится, конечно, с трудом.
Нет театров – сойдет и магазин
Одесский оперный, как известно, строился довольно долго, а публика жаждала развлечений. Есть спрос – появится и предложение. В Одессу стали заглядывать разнообразные театральные труппы – польские, русские, французские. Выкручивались, как могли. Давали спектакли в военных казармах, в хлебных магазинах.
Начинались танцы – веселились от души.После спектаклей расходится по домам и не собирались: что там делать, дома?..
Уважали в то время и маскарады – места встреч, знакомств и таинственных приключений. Аристократы устраивали балы «для своих». Славились вечера графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой в пору правления ее знаменитого мужа. С ней соревновалась знаменитая красавица и покорительница многих сердец Амалия Ризнич.
Не чурался танцевальных развлечений в свое время и городской голова Филипп Лучич. Конечно же, у него собиралась вся коммерческая элита Одессы.
Так случилось, что в 1837 году Одессу удостоила посещением венценосная пара, император Николай Павлович с императрицей, а также их наследник Александр Николаевич и брат императора, Великий князь Михаил Павлович. Вот уж когда одесситы расстарались – еще бы, событие не из рядовых. Бал устроили в здании Биржи (ныне Одесской мэрии). Зал украсили со всей возможной роскошью.
Вот как описывает декор зала Биржи в своей книге «Старая Одесса» Александр Дерибас: «Все колонны были покрыты позолоченным трельяжем (решетчатая шпалера для вьющихся растений – ред.), по которому вились живые виноградные лозы с гроздьями винограда всех местных сортов».
В этот вечер Император прошелся в «польском» с красавицей графиней Потоцкой.
Остановись, мгновенье!
Обычай проводить балы укоренился и считался лучшим способом развлечь публику и оживить горожан. Танцевальные вчера в огромных залах и загородных домах устраивали аристократы, коммерсанты, купцы. Гостей приглашали порой не то что сотню, а несколько сотен.
Так, однажды, на балу у Папудовой собралось 580 гостей. Дирижировал известный по тем временам г-н Гирс, талантливый музыкант, дамский угодник, красавец мужчина.
Объявили мазурку в 120(!) пар. В одну из фигур, «тройку», попали сразу три непревзойденные красавицы того времени – г-жа Папудова, г-жа Зарифи и г-жа Бродская. Не успели они по знаку дирижера начать фигуру, как раздалось восторженное: «Остановитесь!». Это граф Михаил Дмитриевич Толстой своей волей задержал мимолетное мгновение. Красавицы оказались под прицелом внимания гостей, в зале зазвучали аплодисменты и лишь тогда гостьи продолжили фигуру мазурки.
Что же, судя по всему, нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам гиподинамия не грозила. Попробовали бы мы сегодня отплясать весь вечер в польках да мазурках с их замысловатыми фигурами – интересно, как чувствовали бы себя на следующий день?..
Еще большей популярностью, чем обычные танцевальные вечера, пользовались театральные балы-маскарады, куда можно было прийти неузнанным и веселиться весь вечер, «невзирая на лица».
Материи для костюмов и платьев горожане приобретали обычно в магазинах г-жи Штрац и на мануфактурах Александровского проспекта. Знаменитые кауферы (парикмахер, «причёсник» — ред.), Леонард и Трините сооружали дамам прически, к модным портным местный бомонд записывался в очередь загодя.
Воистину время шелка, бархата и пудры. Хотя, конечно, не для всех.
Елена Антонова