Новости Одессы и Одесской области

Иосиф де Рибас: от военачальника до главного строителя Одессы

Отдал лавры победы другому, но зато построил город

Иосиф де Рибас, основатель Одессы. Бюст установлен в нише центральных ворот Одесского порта. Мы продолжаем рассказывать о человеке, который имеет самое непосредственное отношение к возникновению и становлению Одессы, — Иосифе де Рибасе. Начали мы с разговора о семье нашего героя, о том, как он оказался в рядах русской армии, о его боевых заслугах.  Сейчас пришло время поговорить непосредственно о строительстве Одессы и участии в этом деле де Рибаса.

 Негласный герой штурма

И к де Рибасу вмиг помчался бей, спеша

Уведомить, что флаг готов спустить паша…

Это цитата из «Дон-Жуана» английского поэта Джорджа Гордона Байрона, в которой седьмая и восьмая песни посвящены штурму Измаила 11 декабря 1790 года. Уж не напутал ли что-то великий поэт? С незапамятных времен любому двоечнику было известно, что покоритель этой крепости – Александр Суворов. Так с какой это радости глупый бей спешит уведомить о капитуляции не Суворова, а человека, имя которого в связи с взятием Измаила долгое время произносилось вскользь? И Байрон ничего не напутал, и бей вовсе не так глуп, потому что спешил он в правильном направлении…

Указанные песни «Дон-Жуана» строго документированы и основаны на «Воспоминаниях» одного из активных участников штурма принца Шарля де Линя. Очевидцы и участники этих событий единодушны: именно казаки Чепеги и Головатого, а также гренадеры-десантники под командованием Эммануила де Рибаса, составляющие экипаж Черноморской гребной флотилии, при руководстве Иосифа де Рибаса – именно они решили исход штурма Измаила. Как справедливо пишет профессор Андрей Добролюбский, он «…описан многократно, но тенденциозно… Атака главных сил русских войск (под командованием Суворова, – ред.) была задумана как отвлекающая. Основную задачу должен был решать флот». Соответственно, личному участию и последовали награды. Суворова, чье непосредственное участие во взятии Измаила было лишь «ритуальным» (выражение Добролюбского, — ред.), производят в подполковники Преображенского полка (полковником была сама Екатерина). А вот Иосифа де Рибас награждают орденом Святого Георгия 2-й степени. Согласно положению о награждении, этим орденом награждают тех, «кто, лично предводительствуя войском, возьмет крепость»…

Свой последний военный подвиг Рибас совершает 28 июля 1791 года в битве при Мачине. Командуя конницей генерал-фельдмаршала князя Волконского, он осуществляет искрометный маневр, решивший судьбу сражения в пользу русской армии. 5 октября генерал-майор де Рибас участвует в церемонии подписания Ясского мирного договора. Он поставил свою подпись в качестве уполномоченного от России под историческим документом, закрепившим за Россией завоевания в Новороссии…

 От военачальника до Главного строителя

Весной 1794 года, когда определилась потребность в порте для стоянки Черноморского гребного флота, императрица поручает Рибасу создать комиссию по определению места его строительства. Вполне возможно, что симпатии к де Рибасу сыграли роль в том, что императрица одобряет Платон Зубов оказал большую поддержку при строительстве Одессыместо постройки порта, предложенное именно де Рибасом, и утверждает разработанный его единомышленником Францем де Воланом план одновременного (!) строительства порта и города. И это при яростном противодействии командующего Черноморским флотом вице-адмирала Мордвинова! Вот когда наступает настоящий звездный час этого удивительной энергии человека – Рибас назначается Главным строителем Хаджибея и нового порта! И здесь нашему герою сопутствует удача: его всячески поддерживает последний фаворит стареющей императрицы генерал-губернатор Таврический, Екатеринославский и Вознесенский, генерал-фельдцейхмейстер граф Платон Александрович Зубов. Судьбоносный для будущей Одессы Рескрипт Екатерина подписала 27 мая 1794 года. В честь Платона Зубова благодарные одесситы назвали один из молов Одесского порта Платоновским…

Большой удачей для зарождающегося города и, естественно, для Рибаса, стал его идейный и творческий союз с опытным и талантливым голландским инженером Францем де Воланом. Николай Глеб-Кошанский, исследователь жизни и деятельности последнего, размышляя о судьбоносном решении по выбору места для строительства главного порта на юге империи, справедливо подчеркивает: «…вероятнее всего, именно у де Рибаса… у первого такая мысль возникла, и он ее отстаивал в последующие годы». Де Волан также размышлял о месте строительства порта, опираясь на свой опыт гидростроителя. И именно этот опыт объединил его с де Рибасом в замечательный исторический тандем. Де Волан отправляет в Сенат две докладные записки «О выгоде Хаджибея».

 Кто будет в городе жить?

Первоочередной задачей была постройка крепости (2800 солдат и 120 пушек), начатая в конце июля 1793 года под постоянным контролем де Рибаса. Крепость эта была необходима для защиты «новоприобретенной области» и располагалась над нынешней Карантинной гаванью порта.

Конечно, ее строительство – дело нужное, но необходимо срочно создавать и город. А здесь возникает вопрос: кто в нем будет жить? Ведь к началу 1794 года, по сохранившимся сведениям, в Хаджибее было всего десять дворов, в них «жителей разного звания мужеска пола душ 22 и женска пола душ 8». Эти дворы были разбросаны по пустынной степи вокруг развалин турецкого Хаджибейского замка, мрачно возвышавшегося над Военной балкой и прибрежным обрывом. Прямо скажем, градостроительная перспектива была не самой воодушевляющей. Де Рибаса, однако, она не смутила.

По первой переписи населения, проведенной им в октябре-декабре 1795 года, в городе, кроме дворян, военных и чиновников, проживало уже 2360 человек обоего пола: купцов – 149, мещан – 1675, евреев – 246, греков – 229, болгар – 51. Для привлечения населения де Рибасом были разработаны и объявлены различные привилегии – ссуды на первое обзаведение, освобождение от военных постоев, освобождение от налогов и так далее.

Между прочим, в строительстве порта тогда тоже особых успехов не наблюдалось. По сохранившимся данным, в 1794 году на него было Екатерина IIизрасходовано (как и планировалось) 38 тысяч 900 рублей; в 1795 году, при ассигнованных 712 тысячах рублей, удалось освоить лишь около 88 тысяч.

Де Рибас учреждает «Экспедицию строения города», которая начала выдавать «открытые листы» на вечное владение земельными участками. Перед этим вся территория города была разделена на два «форштадта» – Военный (65 кварталов и 720 участков) и Греческий (52 квартала и 560 участков). Решив действовать личным примером, де Рибас взял себе два участка в Военном «форштадте» в районе улицы Польской и сразу же приступил к их застройке. Вместе с ним взяли участки князь Григорий Волконский, а также все чиновники, но местное население пока не проявляло особой активности. Предприимчивый Рибас, получив согласие Платона Зубова, решает заселить Одессу греками и албанцами, принимавшими в последней войне с турками участие на стороне России, с предоставлением им всяческих привилегий.

 Смерть Екатерины изменила многое…

Вскоре в Одессе учреждается и должность полицмейстера, на которую назначается секунд-майор Г.Кирьяков. Одновременно, согласно Указу Екатерины, город готовится к выборам в городской магистрат, которые состоялись в феврале 1797 года – уже после отъезда де Рибаса из Одессы. Процитируем источник того времени: «Выборы проводились 150 гражданами, причем были избраны: головою – купец Андрей Железнов, бургомистрами – Иван Тимошенко и Федор Флаганти, словесными судьями – Иван Семенов и еврей Майорка Эльмович и старостой Иван Недорослов».

Кстати, в 1796 году титул первого строителя Одессы звучал так: «Вице-адмирал, командующий Черноморским гребным флотом, над строением города Одессы и порта главный начальник, Черноморского гренадерского корпуса шеф, кавалер орденов Святого Александра Невского, Святого Георгия, Святого Владимира второй степени и державного ордена Святого Иоанна Иерусалимского».

…6 ноября 1796 года умирает императрица. Великая для нас, одесситов, женщина, благодаря воле и разуму которой состоялся Город. Вступивший на престол Павел, люто ненавидевший мать, сразу же обрушил град несчастий на нашу, еще только-только рождающуюся в муках, Одессу. 12 декабря последовал Указ Павла, запрещающий самовольный переход поселян с места на место, а также о штрафах за прием беглых; был уволен в отставку «палочка-выручалочка» Одессы граф Зубов; упразднена Вознесенская комиссия строительства южных крепостей и Одесского порта, приостановлены все работы.

10 января 1797 года дошла очередь и до самого Иосифа Михайловича де Рибаса. Он был отстранен от должности и отозван в Петербург, как и его верный помощник и соратник инженер-полковник Франц Павлович де Волан, автор гениального плана строительства порта и города. Не успел де Рибас отбыть из Одессы, как была распущена знаменитая «Экспедиция строения города и порта Одессы». Так закончился «одесский период» деятельности главного основателя нашего города и начинается период столичный. Вынужденно поменяв место деятельности, де Рибас живо интересуется оставленным городом, всячески стараясь ему помочь. В Одессу ему вернуться не суждено…

Анатолий ГОРБАТЮК.

(Продолжение следует).

 


Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции