Новости Одессы и Одесской области

Правда и вымысел о великом строителе Одессы

Неудачный заговор и внезапная смерть

 Мы завершаем цикл публикаций об Иосифе де Рибасе — иностранце, который принимал самое непосредственное участие в строительстве Одессы. Но прежде чем рассказать о последних годах жизни нашего героя, развеем шлейф злобных вымыслов, преследовавших его при жизни и, к сожалению, не развеянных прошедшими двумя столетиями…

 Так виновен ли де Рибас?
Вполне естественно, что де Рибас, как в силу личных качеств, так и по роду своей деятельности, имел завистников и врагов. Вот и преследовали его – и при жизни, и после смерти – две, назовем их так, сплетни.

В строительстве Кронштадта де Рибас тоже участвовалПервая: де Рибас – мздоимец и вор, неоднократно запускавший алчные руки в казну. Главный аргумент — утверждения графа Растопчина: «То, что крадет один только Рибас, превышает 500000 рублей в год. Он добился утверждения проекта сооружения порта… в Хаджибее, прозванном Одессой». Это говорилось в июле 1796 года. Но, как уже упоминалось, в 1794 году на строительство порта было потрачено менее 40 тысяч рублей, в 1795 году — около 88 тысяч рублей, то есть всего – около 128 тысяч рублей. Может быть, кто-нибудь подскажет, как из 128 тысяч можно украсть 500, а «на остальные» еще и построить кое-что?

Сплетня вторая: участие Рибаса в похищении и пленении так называемой «княжны Таракановой» — выдающейся авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Удивительно, что на такую «утку» клюнули некоторые писатели, например, Г.П.Данилевский, позволивший себе описать де Рибаса самым недостойным образом. А ведь существует огромное количество серьезнейших документов, свидетельствующих о том, что де Рибас никак не мог участвовать в этой акции, так как в этот период сражался под Козлинцем и у Ени-Базара. Затем была служба в Петербурге, в Шляхетском корпусе. Кроме того, в отчете Екатерине о выполненной операции по похищению Алексей Орлов подробно перечисляет действия каждого из ее участников, и имя де Рибаса здесь вообще им не упоминается.

Знаменитая апельсиновая история
…Итак, отстраненный от должности Рибас в январе 1797 года прибывает в столицу. Начинается петербургский период жизни и деятельности нашего героя – время, полное опаснейших сплетений роковых обстоятельств и захватывающих дух интриг…

…Из письма адмирала Александра Шишкова адмиралу Николаю Мордвинову (январь 1797 года): «…И еще одна новость, которая, я полагаю, сполна потешит Вас: гишпанский выскочка от всех дел отстранен с позором и направляется в столицу, где будет посажен в крепость…». Враги В Одессе на бульваре Жванецкого установлен Памятник апельсину, который спас Одессу. Внутри апельсина — император Павел IРибаса явно поторопились с прогнозами: де Рибас был принят Павлом и назначается членом Коллегии Адмиралтейства. Через год он получает звание генерал-кригс-комиссара, то есть, становится «главным снабженцем» армии и назначается директором Лесного департамента… Был, правда, неприятный момент, когда непредсказуемый в своих поступках император внезапно отстранил Рибаса от всех должностей, но через короткое время, так же неожиданно, вернул ему все титулы. Более того, отныне он допускается к ежедневным утренним докладам императору по делам Коллегии Адмиралтейства и награждается вторым орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Наконец, 8 мая 1799 года Рибас и вовсе производится в полные адмиралы!

Воспрянувший духом Одесский магистрат, внимательно следивший за всеми перемещениями своего «одесского консула», решается на хитрый ход – в Петербург отправляется унтер-офицер бывшего греческого дивизиона Георгий Раксомати с тремя тысячами отборных апельсинов («померанцев») к императорскому столу. Дар был с благосклонностью принят. Вскоре Одесский магистрат получает 250 тысяч рублей, которые он безуспешно просил у Павла ранее. Деловая Одесса ликовала: никогда еще в фонд строящегося города не поступала такая значительная сумма! Современники тех далеких событий небезосновательно утверждали: это хитрый ход придумал именно наш герой…

 В немилости у императора
…Слава, почет, доверительное отношение самого императора – что еще может пожелать человек? Но в Рибасе просыпается высокое чувство сопричастности судьбе своей второй родины, каковой для него давно стала Россия. Понимая, что штурвал державы находится в руках человека явно ненормального, в приступе гнева способного на совершенно алогичный поступок, де Рибаса становится организатором… дворцового заговора!

Сначала Рибас определяет узкий круг людей, которым он может довериться в этой смертельно опасной игре. Ими оказались его два давних приятеля – английский посол в России Уайтворт (да, не напрасно Павел питал лютую ненависть к англичанам!) и граф Никита Панин. Это был далеко не случайный выбор: сэр Уайтворт представлял страну, чей король испытывал такую же «симпатию» к российскому самодержцу, что и Павел к Англии. А потому Рибас, в случае провала, мог рассчитывать на возможность укрыться в английском посольстве.

А вот Никита Панин вызвал интерес нашего «главного заговорщика» по двум причинам. Во-первых, он, будучи ранее воспитателем Павла, знал его совершенно. Во-вторых, граф Никита Иванович имел превосходный опыт в подобных делах, являясь активным участником дворцового переворота 1762 года, когда жертвой пал император Петр III. В ноябре 1799 года на первое тайное совещание заговорщики решают пригласить еще одного «нужного человека» — военного коменданта Санкт-Петербурга генерала от инфантерии (то есть пехотного генерала) графа фон дер Палена. Переговорить с Великим князем Александром Павловичем (прямым наследником Павла) берется Никита Панин. Вскорости фон дер Пален добивается у Великого князя аудиенции для него…

Неожиданно 1 марта 1800 года срабатывает очередной донос, и де Рибас с грозным обвинением в «хищении государственного имущества» отстраняется от службы. Проходит несколько месяцев ожидания, и император наносит по плану заговорщиков весьма чувствительный удар – отстраняет от должности Палена, а на его место назначает генерала Н.С.Свечина. Пален впадает в панику и категорически настаивает на немедленном вовлечении его в заговор, что поддерживается Паниным. Рибасу с трудом удается убедить подельников не торопиться и поручить это щекотливое дело ему.

 Заговор так и не осуществился
Де Рибас, хоть и отстраненный от дел, продолжает оставаться вхожим во все дома. В середине октября 1800 года он присутствует на приеме в доме Свечнина и, выбрав удобный момент, издалека заводит с ним разговор о наступивших смутных временах, о недовольстве деяниями Павла, царящем в армии, и произносит: «Сложно, я полагаю, в Вашем положении сделать правильный выбор, если произойдет это…». Свечнин реагирует мгновенно: «А мне и выбирать не пристало! Останусь верен присяге и чести!». Рибас с возгласом «Другого ответа и не ждал!» целует Свечина в обе щеки…

Не проходит и двух недель, как Рибас и Панин без всяких объяснений возвращаются на свои посты. Рибас получает от императора поручение лично заняться реконструкцией Кронштадта и его укреплений. Потому своим обликом, сохранявшимся до середины прошлого века, город этот во многом обязан де Рибасу, а нашего героя считали основателем не только Одессы…

…12 ноября 1800 Рибас назначается императором помощником вице-президента Коллегии Адмиралтейства. Вице-президент И.Л.Голенищев-Кутузов был тяжело болен, то есть это было назначение на пост вице-президента. Рибас в смятении. 16 ноября он пишет брату Феликсу: «Дьявольская мысль посетила меня ночью: Павел знает о заговоре, равно как и о его главном исполнителе – обо мне – и специально одаривает меня, дабы узнать, как далеко может простираться подлость Могила Иосифа де Рибасачеловеческая…». Приближается день исполнения вынесенного заговорщиками приговора, но, видя колебания Рибаса, они начинают панически бояться своего лидера. И вдруг де Рибас заболевает – ничего серьезного, легкая простуда. Нужно пару деньков отсидеться у камина и попить порошки, приготовленные лекарем, любезно привезенным Паленом. Через два дня, 2 декабря 1800 года, Рибаса не стало: привезенный к нему Паленом врач, как пишет С.Положенский, «…случайно ли, или по тайному приказанию Палена, — отравил его». Какая уж тут случайность!.. Пален не отходил от постели умирающего до последнего вздоха, боясь разоблачительного бреда в агонии: являясь военным губернатором столицы, он, в случае разоблачения, рисковал собственной жизнью…

P.S. Де Рибас со всеми почестями был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, что находится на Васильевском острове. Император искренне горевал по поводу его смерти и даже прошел немного с траурным кортежем, после чего вернулся к себе, в Инженерный замок. И невдомек государю, что жить ему осталось немногим более трех месяцев, ибо уже пришел в движение маховик дьявольской машины, запущенной рукой сына испанского дворянина Дона Мигеля де Рибас-и-Бухонса…

Остается только сказать, что и прах нашего де Рибаса не обрел покоя: в 1989 году его могила была варварски уничтожена (потрошители рассчитывали найти усыпанные бриллиантами ордена адмирала). В течение нескольких месяцев захоронение было полностью отреставрировано, в чем немалая заслуга автора данного очерка, чем он искренне гордится. Но это уже совсем другая история…

Анатолий ГОРБАТЮК.


Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аноним
Аноним
12 лет назад

Дерибаса наказал БОГ за предательство императора- помазаника на царство и желание его убить. Неслучайно, что могила его была уничтожена и осквернена.

Андрей
Андрей
12 лет назад

Мне очень понравился цикл статей об Иосифе де Рибасе. Я узнал много нового для себя. Благодаря этой информации я смог увидеть ошибку Максима Конного из «Вечгорода». Не мог Иосиф де Рибас в 1806г. подарить Горсад родному городу, поскольку умер в 1800г. Это сделал его младший брат Феликс. Также М.К. утверждает, что Дерибасовская названа в честь дарителя Горсада. А может, всё-таки в честь основателя нашего города? Отдельное спасибо автору цикла за трепетное отношение к могиле Иосифа де Рибаса.

Аноним
Аноним
11 лет назад

Аноним, вот читаю вас, и думаю, было ли вмешательство сверху, когда вас обделили мозгом, или всё само собой разумеется… Могила его была осквернена, действительно, не случайно — кое-кто надеялся помародёрствовать.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции