В Одессе всегдасчиталось, что существуют два вариантавстречиНовогогода. Безрадостный — когдапотомцелый год о встречедаже и вспомнитьнечего, и радостный — когдапрактическитожецелый год никакневспомнить: как, у кого, с кем и, главное, где портмоне, котороедовстречинавернякабыло в кармане. Второйвариант, понятноедело, считалсяпредпочтительным. Чтобыкак-тоуравнятьшансыобоихвариантов, был найденпростойвыход: встречатьНовый год в большойкомпании в надежде, что там найдётсяхотябыодинчеловек, которыйсумеетвспомнить: как, у кого, с кем и, главное, где тозлополучноепортмоне.
Долгиепроводы, тяжкиеноши
Итак, памятуянароднуюмудрость: «Как встретишьНовый год, такимтебя и доставятдомой», — мудрыеодесситыоченьответственноподбираликомпанию для встречиНовогогода, тоесть тех, кто будетнестиихдомой.
Съезд гостей начинался часиков в десять. Самыми томительными были часы ожидания. Их каждый заполнял, как мог. Например, две подруги-курсистки, великовозрастные девицы с кругами под глазами от снятых по случаю праздника астигматических очков, собирали вокруг себя детей и ожидание прихода Нового года скрашивали чтением стихов, распитием морсов и показом детям физических опытов с бенгальским огнём. Свои огненные опыты барышни почему-то называли «Костёр Жанны д’Арк», убеждённые, что с костром Жанне просто повезло — Орлеанская Девственница благодаря ему сумела сберечь девственность, а это в глазах девиц было таки подвигом.
С детьми девицам тоже повезло, потому что те готовы были терпеть физические и педагогические опыты, дабы в последний день года сбывалась их мечта — лечь в свою постель попозже. Это отличало детей от тех двух девиц, которые тоже лелеяли мечту лечь в любую постель пораньше — раз очки уже сняты, а за остальным дело не станет.
Кружок дам, сидящих на двух козетках и диване, развлекался светской беседой, то есть сплетнями. Например, о смещение очередного градоначальника Одессы, возомнившего себя дюком де Ришелье. Дамы гадали: если, покинув Одессу, настоящий Ришелье стал премьер-министром Франции, то не нацелился ли и нынешний «ришелье из папье-маше» на кресло премьера, то есть не пора ли всем умным одесситам начинать паковать чемоданы, чтобы оказаться подальше от возобладавших в стране порядков, скажем, во Франции.
Остальные гости томились ожиданием. Солидные мужчины курили, ветреные дамы бурно флиртовали, молодёжь вяло танцевала. А в углу, нетерпеливо ёрзая в кресле, восседал чей-то дедушка, сильно смахивающий на Деда Мороза. Роднило его с последним одно: как настоящий Дедушка Мороз, он точно знал, где живут все плохие девочки, и его тянуло побыстрее навострить коньки в их тоже весёлый дом (ул. Спиридоновская, 7), который содержала мадам Друкер.
Градус веселья
Но, наконец, в гостиной появлялась хозяйка приютившего всех гостеприимного дома. Картинно всплеснув руками, она бросала в пространство долгожданный призыв, которого в ту чарующую ночь все ждали больше, чем новобранцы ждут приказ полкового командира: «Примкнуть штыки! Все на врага!». Призыв хозяйки был ещё более категоричен: «Господа, стол ждёт!». Дезертиров среди гостей не было и быть не могло. С яростью героев Бородина гости бросались на буженинку, как на заклятого врага, готовые её рубить, кромсать, чуть не рвать на части. А ведь она бедная ничем не провинилась, но такова извечная участь буженины, оказавшейся лицом к лицу с извечно голодным русским человеком.
Сначала основательно провожали старый год. Потом кто-то, случайно глянув на часы, неуверенно замечал, что Новый год, может быть, даже и наступил. Отдавали должное и ему. И насколько рос градус напитков, не отставая от него, рос градус веселья. Наконец все понимали, что пора утрамбовать съеденное. Кто-то, собрав в кулак последнюю волю, сам отрывался от стола, кого-то, собрав его по частям, приходилось отрывать.
Наступал час танцев и салонных игр. В основном, преобладали игры познавательные. Например, какому-нибудь холостяку завязывали глаза, и он должен был на ощупь опознать, кто перед ним — мужчина или женщина. Не думайте, что это было так легко сделать. Просто от некоторых дам уже исходил такой божественный букет напитков, что по запаху было уже и не определить пол. В такой ситуации спасали чувствительные пальцы и чувствительные зрители, подсказывающие какие опознавательные точки нельзя на даме пропускать. В такую минуту каждый мужчина готов был стать криминалистом, дабы самолично дактилоскопировать буквально каждый сантиметр объекта. А объект не возражал и истерически хохотал.
А в соседней комнате некто Лев Борисович Хантсман, известный в Одессе huntsman, то есть охотник до всего плохо лежащего, набрасывал на себя лежащую на полу шкуру и, став на четвереньки, изображал льва, причём, не одесского, а африканского. Это было сделано так артистично, что в каждом мужчине тут же просыпался охотник. Они открывали по льву пальбу из бутылок шампанского. Ни одна охота в Африке не заканчивалась так результативно. И это понятно: в этом сафари интересы тех, кто не любил Льва Борисовича, и тех, кто любил шампанское, совпадали. Короче, в живых не оставалось ни одной бутылки.
Сотворение чуда
Но мы были бы абсолютно неискренни, если бы пытались убедить вас, что ради всего этого и собирались те одесситы в тех одесских домах в новогоднюю ночь. К счастью большинство одесситов были другими. К тому же повод был высокий и даже святой. Даже название у повода было не часто повторяемое, лишь в один из 365 дней — Новый год. Так вот, не ради последних разгульных часов Новый год ждали, а ради многих дней предшествовавших, наполненных радостью подготовки. Этим запоминался всем Новый год. Разве забудешь пробежки по конфексионам, то есть магазинам, Ришельевской, Преображенской или Дерибасовской в поисках подарков. А мучительное, почти физическое ломанье головы, какое декольте не разрушит давно продуманную линию специально заказанного платья.
Отцы семейств вдруг вспоминали, что они отцы семейств и брали в руки кисточку и ножницы, ибо праздник, сделанный своими руками, сильно отличался от купленного в конфексионе, то есть такого, как у всех. Сколько таланта и ловкости требовало золочение грецких орехов настоящим сусальным золотом, которое, наэлектризовавшись, постоянно липло к рукам, как тёща со своими советами. Каким терпением надо было обладать, сооружая своими руками коробочку-бонбоньерку, чтобы наполнить её шоколадными пуговками, обсыпанными крупинками розового ароматного сахара. И какой требовался инженерный дар, чтобы смастерить хлопушку с кружевными бумажными манжетами, в которых, оказывается, заключался главный сюрприз: достаточно было потянуть с двух сторон за те манжеты, и хлопушка с треском лопалась, а в ней оказывалась, например, шляпа из цветной папиросной бумаги. И взрыв хлопушки подкреплял взрыв восторга у детей, ещё неспособных оценить инженерное совершенство подаренного отцом чуда. Инженер Эйфель, соорудивший Эйфелеву башню, о таком одобрении даже мечтать не мог.
Весь дом был втянут в процесс украшения ёлки, доставленной с ёлочного базара в Горсаду и установленной в самом счастливом углу комнаты. Священные ритуалы друидов не были так отработаны и канонизированы, как украшение, по сути, с древнейших времён тоже священного дерева с зелёными иголками. Требовались особое благотерпение и даже мужество, чтобы не слопать или хотя бы не лизнуть подвешиваемые на ёлочных лапах на нитках облитые патокой пряники или искупавшиеся в сиропе румяные яблочки.
До Рождества и Нового года еще далеко, но желание приблизить праздник сильнее календаря. В Одессе уже можно увидеть украшенные новогодние елочки и все, что связано с любимыми новогодними праздниками.
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября 2024 года, предлагает постоянный автор “Одесской Жизни” Валерий Боянжу. Одна их них особо показательна — как палач, отбиравший продовольствие, раскаялся и рассказал правду о том, как в СССР убили миллионы украинцев.
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», — может возмутиться кое-кто, мол, что это за выражение. Ведь говорили же еще в Древнем Риме «дэ мОртуис Аут бЭнэ, Аут нИгиль», т.е. «О мёртвых или хорошо, или ничего». Да, но ведь есть и более точное толкование этого изречения древнегреческого (VI век до н.э.) политика Хилона из Спарты — «О мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Так вот, если, вспоминая о многих ушедших в мир иной людях, говорят «доброй памяти такой-то», то о таких, как Вышинский, правильно будет говорить «недоброй памяти». Почему? А вот вам «ничего, кроме правды».
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине — один из знаковых государственных праздников, установленный в честь начала двух революций: 2004 и 2013 годов. В этом году переходим уже во второй десяток со дня Революции Достоинства и вспоминаем события, которые повлияли на жизнь каждого украинца.
Консульство Российской Федерации, которое до полномасштабного вторжения находилось на Гагаринском плато в Аркадии, до сегодняшнего дня в официальных источниках значилось как действующее.
Наш сайт использует файлы куки, чтобы мы могли предоставить вам лучший опыт пользователя. Информация о файлах куки хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознание вас, когда вы возвращаетесь на наш веб-сайт, и помогает нашей команде понять, какие разделы веб-сайта вы считаете наиболее интересными и полезными. Более подробную информацию о файлах куки можно получить на странице "Политика конфиденциальности".
Необходимые файлы куки
Необходимые файлы куки должны быть включены постоянно, чтобы мы могли сохранить ваши предпочтения для настроек файлов куки.
Если вы отключите этот файл куки, мы не сможем сохранить ваши настройки. Это означает, что каждый раз, когда вы посещаете этот веб-сайт, вам нужно будет снова включать или отключать файлы куки.
Сторонние файлы куки
Наш веб-сайт использует Google Analytics и Facebook Pixel для сбора анонимной информации, такой как количество посетителей сайта и наиболее популярные страницы.
Включение этого файла помогает нам улучшить наш веб-сайт.
Сначала включите необходимые файлы куки, чтобы мы могли сохранить ваши настройки!