Сегодня речь пойдет о человеке, который «поднял» наш город практически в буквальном смысле этого слова — Франциско Боффо — архитекторе, авторе здания одесской мэрии и многих других проектов в Украине и России.
Первая «высотка» Города
Дом И. Ягницкого по ул. Пушкинской, 6, — одно из старейших «высотных» зданий города. Шутка ли, в 1835 году в одноэтажной тогда Одессе появилось трехэтажное изысканных пропорций здание. Городской строительный комитет предписывал представление специального расчета конструкций многоэтажной постройки (явление редкое в те времена). Справиться с такой задачей мог талантливейший представитель архитектуры эпохи классицизма Франс (Франческо) Карлович Боффо, отдавший городу более 40 лет творческой жизни (с 1819 по 1861 годы).
Архивные документы воскрешают сложный поиск образа здания, его планировки. Зодчим было выполнено несколько вариантов проекта. Первоначально постройка должна была быть двухэтажной. И уже в ходе строительства была показана возможность устройства третьего этажа. Заказчик требовал максимального использования территории участка: дом должен был давать наибольший доход. В этой постройке запечатлены черты зрелого периода творчества архитектора. Они читаются в сочных обломах форм и безукоризненных пропорциях.
От вилл — к губернаторству
Представитель итальянской школы — Франс Боффо долгие годы занимал ведущее место в городской архитектуре. Родился он 8 сентября 1790 года в селении Оразеи, Сардиния. Свое архитектурное образование он получил сначала подмастерьем в Тичино, затем — в Туринском университете. Боффо приехал в Одессу из Польши, где уже пользовался популярностью как проектировщик изысканных дворцов и вилл, представление о которых дает поместье в Чарномине, построенное в 1817-1818 годы.
С 1819 года он был назначен помощником, а с 1822 по 1844 год работал архитектором I части при Строительном Комитете, до 1857 года продолжал частную практику, одновременно исполняя обязанности архитектора при канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора.
Главные украшения Одессы
Городовой архитектор Франс Боффо осуществлял проектирование и строительство самых парадных и представительных ансамблей и построек в центре города, ставших неотъемлемой частью Одессы, ее визитной карточкой. Достаточно вспомнить:
* здания бывших Присутственных мест на полукруглой площади Приморского бульвара (проект архитектора А.И. Мельникова, 1826 года, строительство осуществлял в 1827-1830 годах Боффо, внесший в окончательный вариант ряд корректив);
* знаменитую Бульварную (Потемкинскую) лестницу (1841 года); здание Старой купеческой биржи — ныне городской мэрии (1828— 1834 годы, совместно с Г.И. Торичелли и И.С. Козловым);
* великолепные дворцы: генерал-губернатора (1826-1829 годы) — ныне Дворец детского творчества; Р. Шидловского — впоследствии Дворец моряков по Приморскому бульвару, 9 (1829-1830 годы); А. Маюрова по Приморскому бульвару, 13 (1827-1828 годы).
В этом же ключе были запроектированы Ф.К. Боффо, многократно перестроенные впоследствии дом Потоцких по Приморскому бульвару, 1 (1826 год), дворец А. Лопухина по Приморскому бульвару, 11 (1835 год) и дом Е. Тростянецкого по Приморскому бульвару, 14 (1825 год, снесен и заменен новой постройкой в начале XX века). До наших дней сохранилось более 30 зданий, построенных зодчим, причем большая часть из них без существенного изменения внешнего облика.
Упругий рисунок растительного орнамента фризов обращает на себя внимание на зданиях по улице Греческой, 22 и 35 (1832-1835 годы), как бы «перетекая» с фасада на фасад, он приобретает каждый раз новое значение. Декоративные элементы коринфского ордера были также использованы мастером при строительстве доходного дома Тальянского по улице Пушкинской, 11 (1834).
Боффо предпринял ряд самостоятельных попыток проектирования утилитарных инженерных сооружений. Среди его удач в этой области можно назвать, например, ликвидированный уже в середине XIX века мост через Военную балку по улице Дерибасовской и подпорные стены в районе этой же балки. Возведение же упомянутой Потемкинской лестницы не обошлось без вмешательства компетентных инженеров С.И. и И.И. Уптонов, Б.В. Фандерфлиса.
Дома для полиции и не построенная церковь
В 1830-х годах Франс Боффо выстроил целый ряд административных и служебных зданий. Так, например, им были разработаны проекты городских съезжих участков полиции (с архитектором Н.Н. Черкуновым). Сохранился один из них — бывший Бульварный участок по улице Преображенской, 44. По проектам мастера были построены также ныне не существующие здания кордонных застав у границы порто-франко, института благородных девиц, первой лютеранской церкви по ул. Новосельского (Ямской), оранжереи и павильоны в старом ботаническом саду и тюремный замок.
В формах неоготики Ф.К. Боффо запроектировал дома по ул. Пастера, 1 (1835 год), Ланжероновской, 1 (1848 год) и Мечникова, 2 (1832-1837 годы).
Кроме незаурядного дара архитектора, Боффо обладал талантом весьма предприимчивого коммерсанта. Об этом свидетельствует сооружение им для себя складов строительных материалов и зерна на улице Ольгиевской, 2 (1844-1846 годы, перестроены для медицинского факультета в 1893 году). Рядом с Приморским бульваром, в переулке Чайковского, 8, Ф.К. Боффо возвел огромный собственный дом (1844 год), значительная часть которого сдавалась в наем.
Интересен его неосуществленный проект Александровской церкви на Пересыпи (1825 год). Очевидно его участие и в проектировании памятника М.С. Воронцову на Соборной площади, завершенного в 1863 году. Проектировал зодчий и для других городов страны, всегда пользуясь большим авторитетом.
Боффо принимал активное участие в подготовке и организации Одесского общества изящных искусств. С 1834 по 1859 годы он состоял в комитете по строительству Ришельевского лицея — Новороссийского Университета.
По имеющимся сведениям, Франс Боффо умер 10 ноября 1867 года в Херсоне, где гостил у родственников своего двоюродного брата — Петра Боффо (1786-1861 годы), служившего в 1840-х годах губернским архитектором. Выдающийся одесский зодчий был похоронен на Первом христианском кладбище (уничтоженном в 1930 году) в Одессе.
It’s not the image of Francesco Boffo, but it’s Louis-François Bertin.
https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_Monsieur_Bertin