Каждый год на новогодних каникулах в Концертно-выставочном зале Одесского морского порта происходит нечто феерическое — новогодняя сказка для детей и взрослых, написанная драматургом Михаилом Крупником и поставленная режиссером Анной Чернобродской.
И каждый раз, попадая на это красочно-фантастическое чудо в последний день, я жалею, что не успею его описать, чтобы еще больше меленьких одесситов успели им насладиться.
Но в этом году мне просто повезло. Нет, новогоднюю сказку этого года я еще не видел, как и говорил, я пойду в последний день. Просто вчера на спектакле побывал мой друг Евгений Женин, мнению которого я полностью доверяю, потому перезвонил и спросил: «Я еще не надоел тебе своими положительными рецензиями?
А потом и прислал свои впечатления от спектакля, которые я с удовольствием представляю читателям «Одесской жизни».
РАЗРОЗНЕННЫЕ ЗАМЕТКИ РЯДОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕГУСТАТОРА
Меню
Оливье, торт «Наполеон», шампанское, мандарины, мезим — который для желудка необходим («Навчимо Європу бенкетувати!»)… — таков, кажись, непременный «джентльменский набор» Нового года. Словом, хлеб насущный.
Далее — хлеб духовный: петарды за окном, напомаженные физиономии мега-звезд в возрасте грудничков и ветеранов Куликовской битвы — с телеэкрана, соревнование в поиске все новых и новых поздравительных GIF-ок и стикеров — в айфонах и айпэдах…
Ах, да: еще — дети. Которые — наше все. И потому — целевые спектакли в репертуарных театрах, страда антрепризного чеса у гастролеров всех мастей и рангов, и по заказу — корпоративные утренники и елки, четко градуированные, соответственно солидности банковских карточек папаш-бизнесменов и мамаш-бизнесвумен.
Все это было, было, было. Есть, есть и есть. И будет-будет-будет.
А есть — Гамбургский счет. Без скидок, без дураков, без того, чтобы «войти в положение».
Засим, если не возражаете, сейчас — именно о том, что «по Гамбургскому счету».
Десерт — как основное блюдо
Ежегодные декабрьско-январские премьеры мюзиклов для детей в Концертно-выставочном комплексе нашего морвокзала знающие люди давным-давно называют гораздо проще и понятнее: «У Чернобродской». Два десятка лет подряд тут разворачиваются феерические события, и неизвестно, кто остается в большем восторге — дети, или их родители и бабушки-дедушки.
В нынешнем году режиссер-постановщик Анна Чернобродская выпустила на своей сцене «Сладкую сказку». По мотивам классических «Трех толстяков» создано шоу равно для до-пионеров и пост-пенсионеров, не исключая и всех промежуточных генераций. Кто захочет — тот услышит тонкие и остроумно вплетенные в канву партитуры музыкальные акценты-намеки на популярнейшие мелодии всех времен и народов. Кто почувствует — тот уловит сколь изящные, столь и колкие шпилечки на злободневные темы. Кто присмотрится — тот отметит безупречную изысканность стиля в оформлении зала (ну, точь-в-точь «Белый бенефис» воспарившего в Вечность спутника жизни Чернобродской — народного художника Украины Юлия Гальперина).
Однако же, почему — «кто захочет», «кто почувствует», «кто присмотрится»? А если просто впервые придет женщина с сынишкой, или мужчина с дочуркой — им, получается, гида с лекцией введения в тему подавай?
Отнюдь. Яркое, броское, эффектное, талантливо придуманное и талантливо же поставленное действо рассчитано на всех. Просто каждый выберет для себя тот пласт, ту глубину погружения, которые ему привычны и доступны. И, разумеется, в полном и безупречном соответствии с функциональными требованиями к завязке-кульминации-развязке. Где в итоге всех перипетий Добро окажется не только победителем в сражении со Злом, но и будет воспринято именно как победоносное «на всю оставшуюся жизнь». И все герои — в ослепительных костюмах, во впечатляющих декорациях, включая видеоэкранные. При более чем очевидной щедрости на световые и звуковые эффекты.
Исполнители ролей — от патриарха, народного артиста Украины Владимира Фролова, от мэтров, заслуженных артистов Украины Геннадия Скарги и Ирины Ковальской, от просто классных актеров Сергея Юркова, Виталия Кузнецова и их партнеров — и до юных-юных, безусых, в буквальном смысле слова, мальчишек и невинных девчонок.
Лирика арий перемежается каскадными па дуэтов и галопирующей эксцентрикой канкана. Резонирующие Толстяки не столько страшны, сколько даже чем-то привлекательно-симпатичны в своей нарочито важной несуразности. Наследник Тутти и Суок — чисты, светлы и, кажется, воздушны (нет-нет, здесь вам не предложат Джульетту в глубоко-забальзаковских годах и Ромео, получающего льготную пенсию по законам еще брежневской эпохи).
Правда, вдруг ловишь себя на мысли: а не эклектично ли подобное сплетение тем и жанров? Ведь тут, если угодно, впрягли пусть не коня и трепетную лань, но классическую оперетту (автору этих строк явилось воспоминание о «Поцелуе Чаниты»: «Мы по— //мы -ли— //мы —цейские, //мы в общем, полицейские…»), любимый детьми цирк (это ж надо, чтобы драматические актеры так владели едва ли не эквилибристикой…), и супер-современную хореографию (сам Раду Поклитару позавидовал бы…),
Так вот. Четкость и предельная конкретика замысла воплощена в действо, в единство стиля и эталонно выверенный темпоритм. Все происходящее настолько сопряжено между собою, что перед творцом этого ассорти сценических деликатесов даже придирчивый колумбиец из телевизионного «Мастер-шефа» снял бы шляпу и присел бы если не в шпагате, то в книксене — как минимум. По крайней мере, появись он, Эктор Хименес Браво здесь — режиссер-постановщик Анна Чернобродская добилась бы от него и этого.
Далее. Мало-мальски уважающий себя рецензент всенепременно обязан отметить хоть какие-то шероховатости. Но тщетным окажется сей поиск недочетов, недоработок, и вообще «недо-» как такового: бесполезно искать черную кошку в темной комнате, ежели ее там отродясь не водилось.
В одном из наших театров вздохнули и развели руками, когда зашла речь о новогодних мюзиклах на Морвокзале: мол, были бы у нас такие возможности привлекать таких артистов — так мы бы… В другом театре довелось по этому же поводу услышать: мол, дали бы нам такие костюмы, такой звук, такой свет — так мы бы… Поневоле вспомнился случай, имевший место быть у нас на киностудии лет около 35 назад. Модный, по той поре, питерский артист, которому срезали постановочное вознаграждение за бесконечные пьянки во время съемок, сетовал:
— Эх, был бы я Гундаревой — вы бы у меня все на цырлах стояли…
А оказавшаяся и вправду случайно за его спиной незабвенная единственная и неповторимая Наташа Гундарева широко и насмешливо улыбнулась:
— Так в чем проблема, дружочек? Стань мною! Всего-навсего!
Стать Чернобродской в Одессе, да и в Украине в целом, удалось пока что одному-единственному человеку — собственно Анне Семеновне Чернобродской. И отнюдь не случайно прошлые новогодние ее феерии произвели эффект разорвавшейся бомбы на гастролях в Киеве, где оказались, без преувеличения, свежим и безусловным ориентиром для опытных коллег и наглядным учебным пособием для стартовавших в подобном жанре дебютантов.
Счет к оплате
В приличных заведениях счет приносят в закрытом кожаном футляре. Дабы не смущать гостей того, кто пригласил друзей выпить и откушать.
Не хочется посвящать читателя в те страсти, что неожиданно развернулись вокруг помещения Концертно-выставочного комплекса за считанные дни и часы до премьеры идущей ныне на сплошных и заслуженных аншлагах «Сладкой сказки». Не станем поверять гармонию подлинного Искусства — даже не алгеброй, а всего лишь арифметикой чьих-то совершенно нетеатральных и недетских интересов. Не будем приводить показания тонометра, которые объективно характеризуют нервный накал в венах и артериях у тех, кто своим талантом, своим энтузиазмом и своей преданностью делу несет радость и счастье тысячам и тысячам наших земляков.
Не знаю, где будет проходить следующая новогодняя премьера в постановке заслуженного деятеля искусств Украины и кавалера ордена Княгини Ольги всех трех степеней Анны Чернобродской. И, к сожалению огромному, не только автор этих строк в данном неведении пребывает.
Так пусть же хоть сегодня, и не только на сегодня, а надолго впредь — останется очень сладкое послевкусие у тех, кто уже побывал «у Чернобродской», и у тех, кто еще побывает на них хотя бы в оставшиеся дни нынешнего Новогодья-Рождества, вплоть до Старого Нового года.
Евгений Женин
Фото — из архива автора и со страницы Facebook заслуженной артистки Украины Ирины Ковальской.
Огромное спасибо за статью. Нет, даже больше за воспоминания по таким обзорам времён лучших корреспондентов » Вечерней Одессы». Увы, давно уже приходится довольствоваться пару строчечными новостями Спасибо Евгению Женину и Сергею Лядо