Если взглянуть на ленты новостей в Интернете, то на фоне затишья, которое наблюдается в эти дни в Одессе, в мире происходят странные, иногда страшные события.
В Москве, в храме Христа Спасителя, некий житель Петербурга разбросал в храме дары волхвов, мотивируя это тем, что священники храма не помогли ему в сборе 90 тысяч рублей (которые он собирался потратить, по его словам, на некое «благое дело»). Там же, в России, небезызвестный Владимир Жириновский порекомендовал своим однопартийцам вступать в интимные отношения не чаще, чем раз в квартал, то есть четыре раза в год. В Мексике правительство направило войска на борьбу с наркокартелем «Орден тамплиеров», захватившим «несколько небольших городов». В Южном Судане 300 человек погибли при крушении парома, пытаясь сбежать от повстанцев… Ужас. Даже в родной Украине разгорается новый скандал, связанный с избиением экс-министра МВД Юрием Луценко.
С учетом этого в Одессе, конечно, тишина. Но все же, неприятное событие произошло и у нас. Я говорю о памятном знаке «Тень Пушкина», расположенном на улице Дерибасовской угол Ришельевской. Этот арт-объект неизвестный вандал (или вандалы?) облили краской, явно надеясь уничтожить. Не знаю почему, но это событие расстроило меня больше всего.
Недавно исписали глупым граффити колоннаду у Воронцовского дворца. Но городских коммунальщиков этим не удивишь. Наверное, они уже без особых эмоций достают ведра с белой краской, чтобы закрасить «следы приступления». А теперь вот Пушкин…
Наверное, особо неприятна вся эта история потому, что Александр Сергеевич в моем сознании — человек светлый, легкий, а творчество его остается одной из немногих безусловных ценностей, которые только и могут помочь нам обрести опору и понимание того, что происходит в эти странные времена.
Вряд ли стоит вспоминать названия произведений классика. Образованные люди знают их не хуже меня, а для необразованных они — пустой звук.
Но все же мне кажется, что краска на «Тени Пушкина» — это не дело рук того же недоросля, который пишет о любви Димы к Алине на колоннаде у дворца. Нет. Это сделано людьми, которые считают, что у них есть монополия на «правильное» понимание классика и право распоряжаться памятью великого поэта. Сделано теми, кому не нравится, что наследие Пушкина принадлежит всем поклонникам и — надо же! — способно помочь найти ответы на вопросы, которые ставит жизнь в XXI веке. И теми, кто не помнит, что сам Александр Сергеевич когда-то написал об Одессе: «Здесь все Европой дышит, веет…».
«Тень Пушкина» — глупейшая затея. Таки да, лучше ее закрасить, чем каждый день топтать…
А мне идея нравится. И поверьте, не только мне. В конце концов, не хотите — не наступайте. Но уничтожать зачем?
То, что сделали с тенью Пушкина — вандализм.
Не скажу, что мне нравится «тень Пушкина» на тротуаре, и скорее соглашусь с тем, кто писал, что лучше было бы это сделать на стене, например, гостинницы, где он жил. Но…
Не нравится — не смотри, но зачем же так поступать?
Ведь те, кто воплощали свой замысел, вложили в него свой интеллект и часть своей души. Неужели эти люди не заслуживают уважения?
Если не нравится художник, можно полосовать его полотна, и неважно, что он может нравится другим. А может стоит жечь книги писателя, который не нравится именно тебе?
Это раньше Одесса была культурным центром, и все в ней действительно дышало Европой, а сейчас наш город заполонили приезжие, купившие зесь квартиры и нелегалы, привыкшие себя вести так, как, вероятно, привыкли себя вести там, где они проживали раньше.
Неуважение к не своей культурной среде и традициям демонстируют лишь завоеватели
Изначально этот арт-объект — часть тротуара. Чего удивляться? Топтаться по нему можно, а краской нельзя? И, на мой взгляд, сами же авторы и закрасили, чтобы возобновить обсуждение. Смылась краска подозрительно легко.
Мне тоже затея с тенью нравится, а вандалов в Одессе — пруд пруди. Вообще Пушкин сыграл свою позитивную роль в моей жизни. Когда умирают близкие люди православные обычно читают Псалтырь. Но мне не шло, когда умер мой любимый дед. И я стала читать Онегина. Это божественно. Все плохие мысли ушли. Появилась светлая печаль. Я за это ему очень благодарна. И вообще Пушкина можно перечитывать когда угодно, где угодно, при каких угодно обстоятельствах — он как Вивальди, как Моцарт в музыке — это почти совершенная гармония, несмотря на разгул его реальных страстей в жизни.
Честно говоря, меня всегда поражали люди, которые уродуют город. И речь идет не только о вандализме по отношению к памятникам, но и по отношению к жилым домам. Эти каракули и настенные надписи — сплошное бескультурье. Мне вон тоже памятник Высоцкому не нравится, но я же не иду и не уродую его. Хотя наверно и сам Владимир Семенович не в восторге от постамента.