Рассекая степное пространство юга Одесской области на автомобиле, нечастые гости данной местности первым делом обращают внимание на большие отары овец. Они медленно ползут по обочинам дорог или виднеются вдали, словно гигантские черепахи, обнимающие то один, то другой пригорок.
Культуру традиционного овцеводства в Одесской области и знаний, связанных с ним, 6 мая 2023 года внесли в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины.
Как бы далеко ни находились отары овец, степной ветер беспрепятственно разносит их монотонное блеяние, всегда дополненное звучанием больших и маленьких колокольчиков. Эти колокольчики привязаны к шеям некоторых овец и со стороны выглядят, как трофейные медали.
Главной фигурой в этой движущейся композиции является пастух.
«Всякий мастер слова, желающий описать образ пастуха, начал бы со слов: высокий загорелый мужчина медленно бредет за отарой овец. Я, дитя степи, никогда не видела в роли пастуха женщину или незагорелого мужчину», — с этими мыслями я созерцала приближающуюся отару, вслед за которой шел высокий коренастый мужчина с очень загоревшим лицом.
Я узнаю каждое из 700 животных в отаре
Овцы спешили домой – на отдых, а вот у Степана Дмитриевича Иоргова еще была важная задача – отделить от 700 овец, баранов, ягнят и коз 250 дойных животных. Мне задача казалась неразрешимой, а опытный пастух проделал это минут за 20, лишь открывая и закрывая калитку, тем самым направляя животное в нужный отсек.
— Я узнаю каждое животное из отары, — с улыбкой предварил Степан Дмитриевич мой немой вопрос.
Удивление быстро сменилось восторгом, когда я увидела, с какой любовью и вниманием 63-летний мужчина обращается с животными, разговаривает с ними.
— Я ведь уже 34 года работаю пастухом. И, знаете, для меня это не работа – это удовольствие. Мне нравятся животные, нравится за ними ухаживать, — сказал пастух, не отрывая глаз от них.
И я поняла, что это действительно призвание. Ведь чтобы от рассвета до заката в любую погоду ходить с отарой по пастбищам, надо это занятие по-настоящему любить.
Наш герой в молодости работал в родном селе Вольное Тарутинской громады шофером. Любовь к овцеводству передалась ему от отца.
— Мой отец, продолжая болгарские традиции, держал овец, и я с детских лет любил о них заботиться. Но в советское время не разрешали держать большое поголовье – только не более 20 овец на семью, — вспоминает Степан.
В 1987 году он сменил водительский руль на пастуший посох, и с тех пор большую часть жизни проводит в поле – с овцами. Выпасает чужих овец — и свое стадо нарастил до 100 голов.
Пять лет назад овцевод решил создать в селе кооператив по уходу за овцами. Так объединились еще 20 таких же любителей овцеводства, как и он сам. Установили правила, распределили дежурства. И созданный общими усилиями механизм работает всем во благо.
Отлаженная схема незамысловата и проста
Все 700 голов — собственность 20 хозяев — отдают на сутки по очереди каждому из членов кооператива. Эти сутки начинаются в 5 утра, когда дежурный организовывает дойку овец. Сам он этого сделать не сможет, поэтому приглашает своих друзей или родственников: подоить ведь надо всех 250 овец и коз. После дойки около 110 литров молока отправляются на переработку. Этим, как правило, занимаются жены дежурных – именно их задача сделать из молока брынзу. А дежурный пастух пересчитывает животных и выгоняет их в поле. Где и выпасает все поголовье до вечера.
Ближе к закату животные возвращаются в загон. Тут пастух отделяет дойных животных и охраняет их до утра. На рассвете, перед дойкой, передает следующему дежурному. И так, день за днем, без праздников и выходных, выпасают отару с начала апреля и до тех пор, пока не выпадет первый снег.
— Бывает тяжело, — признается Степан Дмитриевич, — но мне это по душе. Ты постоянно в движении. За день проходишь более 20 километров, дышишь степным воздухом и наслаждаешься красотой сельских окрестностей. Так что, пока могу ходить — буду этим заниматься.
Как сделать вкусную брынзу
Закончив все вечерние процедуры, глава овцеводческого кооператива пригласил нас домой, чтобы познакомить с женой Марией. А она, в свою очередь, предложила отведать недавно приготовленную свежайшую брынзу.
Сложно передать вкусовые ощущения словами. Брынза была сочная и просто таяла во рту, оставляя приятное послевкусие. И я, конечно же, попросила поделиться секретом приготовления брынзы семьи Иорговых.
Рецепт брынзы из Вольного, Тарутинской громады
С разрешения хозяйки делюсь рецептом с вами:
— Первым делом процеживаю молоко, потом добавляю в него закваску собственного приготовления. Оставляю молоко на два часа. Не спешу его процеживать. Потом отправляю в цедилку. В цедильных формах оно тоже находится долго, 2-3 часа. Далее полу готовая брынза оправляется под пресс. Ближе к вечеру я нарезаю брынзу, засаливаю ее и раскладываю в большую плоскую посуду. В таком виде оставляю ее на три дня. После этого укладываю брынзу в бочонки и заливаю перекипячённой солёной сывороткой. В таком виде брынза может храниться долго, сохраняя свой приятный вкус.
Надышавшись горячим степным воздухом, наевшись вкусной брынзы и насладившись радушным общением открытых и трудолюбивых людей, возвращаясь поздно ночью в Одессу. И в очередной раз задумываюсь о том, как это здорово, что существует связь между поколениями. Когда от отца к сыну передаются традиции, когда берегут их, живут ими и радуют тех, кто рядом, и тех, кого с искренним желанием приглашают в гости.
Читайте также: