Сквер, именуемый Жюли Лассан, затерялся между 15 и 16 станциями Большого Фонтана — среди небольших частных домиков и домищ, напоминающих дворцы.
Старому скверу, который местные жители издавна называют Дубовой рощей, повезло: он набрал нужное количество голосов на платформе «Социально активный гражданин», и его стали преображать за выделенные Общественным бюджетом Одессы деньги.
Что говорит ГУГЛ?
Мы там побывали: новые скамейки, детская площадка, тренажерная и спортивная площадки, беседка и даже фонтан. Работы еще не полностью окончены. Так, к примеру, «основа» фонтана, расписанная когда-то мультяшными героями, явно нуждается в обновлении, но зато устанавливается и окрашивается ограждение сквера.
Вот тут-то и произошел казус: коллега меня однажды спросила, кто такая Жюли Лассан, в честь которой назван сквер. Я не знала ответа и, понятное дело, полезла копаться во всезнающем ГУГЛе. Увы, кроме того, что подобным вопросом задались не только мы с коллегой, но и другие одесситы, узнать ничего не удалось.
На одесских краеведческих страницах в Facebook, мне тоже никто из краеведов на этот вопрос ответить не смог. В личных контактах со знакомыми краеведами также не удалось получить ответ. Некоторые вообще сделали предположение, что это, мол, прикол такой, чисто одесский. Мне даже посоветовали прочитать «Жюли Лассан» наоборот, чтобы убедиться в этом. Прочитала наоборот. Да, правда, пусть не совсем прилично, но где-то даже смешно. Другие рассказывали: сами интересовались уже этой темой, и выяснили, что никто не знает ответа на вопрос: «Кто вы, Жюли Лассан?».
Но, может, сквер никогда и не назывался этим таинственным именем? Но ГУГЛ-карты упорно «твердят», что сквер Жюли Лассан в городе есть. На той же платформе «Социально активный гражданин» он именуется именно так, как и во многих СМИ. Встречается это название и в материалах, опубликованных на официальном сайте города.
«Информация не существует»
И тогда я через Интернет обратилась в Единый центр обращения граждан. Прошла регистрацию, и попросила дать официальный ответ на вопрос: «На ГУГЛ-картах и в источниках СМИ встречается название «сквер Жюли Лассан». Это 15-я станция Большого Фонтана. Там сейчас производятся работы. Что это за личность — Жюли Лассан, и чем она знаменита? И в самом ли деле сквер именуется именно так, как указывают ГУГЛ-карты?».
Мне сообщили, что обращение получено, ему присвоен регистрационный номер, определен исполнитель, а именно: Департамент городского хозяйства. Даже была указана дата примерного получения ответа.
Пока ждала, выяснилось, что сквер многие стали именовать уже не Жюли Лассан, а Жюли ЛассанОМ, то есть, наш герой уже стал «менять пол» и приобретать мужские черты.
Ну а тем временем, в Едином центре обращения граждан мне сообщили об очередном этапе прохождения моего запроса: его передали в КП «Горзелентрест» (директор — Коренев Н.С.). Почему именно туда отправили мое обращение, не знаю, но Никита Коренев и прислал мне ответ. Дословно: «Информация о том, кто такая (такой) Жюли Лассан у предприятия отсутствует».
На картах одно, на деле — другое
Ага, думаю, ну хоть что-то, хотя мой вопрос был гораздо шире. К тому же, СКВЕРная история на этом не могла окончиться. Потому как (повторюсь в очередной раз) по-прежнему хотелось понять: в самом ли деле этот одесский сквер носит имя никому не ведомой (ведомого) Жюли Лассан. И я снова обратилась в Единый центр обращения граждан. На сей раз мой вопрос звучал уже так: «В самом ли деле сквер на ул. Макаренко (15-я станция Большого Фонтана) официально именуется имени Жюли Лассан, как значится на ГУГЛ-картах?».
Что было дальше, вы догадываетесь? Да, да, моему запросу снова был присвоен номер. Потом определен исполнитель — Департамент городского хозяйства. Еще позже я получила долгожданный ответ от директора этого департамента Александра Козловского. Снова дословно: «За результатами розгляду даного питання повідомляю, що на Гугл-картах вказаний сквер значиться як сквер «Жюлі Лассан». Згідно рішення Одеської міської ради від 07.07.02.2009 року № 4438-V (додаток 1) сквер «Жюлі Лассан» значиться як Сквер в межах вулиць Макаренка та Дубовий гай».
До встречи на Имасет Йамуд?
Вы поняли, да? Если официально, то никакого сквера Жюли Лассан (или ЛассанА) в Одессе не существует. То есть, сквер есть, даже преображенный и оснащенный теперь площадками, фонтаном и прочими благами цивилизации, но называется он (официально!) никак не Жюли Лассан, а сквером в границах улиц Макаренко и Дубовый гай.
Все! Точка!
Точка?.. А вот если завтра я открою те же ГУГЛ-карты, а потом и другие источники информации, может, даже официальные, и узнаю, что какой-то одесский скверик, парк, а то и улица зовется теперь, к примеру, имени Имасет Йамуд, мне тоже надо будет прочитать наоборот, чтобы догадаться, что это, как мне подсказали, всего лишь «просто чей-то прикол»? Ну или очередная скверная история?
Одна из версий названия сквера — курортный роман театрала с местной девушкой
Валентин Володимирович Ласса́н (нар. 17 червня 1923, Миколаїв — пом. 2 грудня 2012, Чернівці) — український художник театру; член Спілки художників України з 1964 року.
Фрёкен Жюли — заглавный персонаж пьесы великого шведского драматурга Августа Стриндберга, написанной в 1888 году — стала своеобразным символом героини «нового типа». История «падения» графской дочери, ставшей на одну ночь любовницей отцовского лакея,