7 февраля город Хаджибей, захваченный российской империей был переименован в Одессу. Это произошло в 1795 году. Но город наш на самом деле намного старше — первое упоминание о нем встречается еще в 1415 году.
По последним историческим данным, 19 мая 2024 года, Одессе исполнится 609 лет. Первое известное название города Кочубеев (Кочубіїв). После захвата его турками он стал Хаджибеем. И только потом Одессой.
Как рассказал на своей открытой лекции профессор Тарас Гончарук, в мае 1415 года у польского хрониста Яна Длугоша впервые упоминается город и порт Кочубеев (Кочубіїв), который потом упоминался как Хаджибей.
7 февраля 1795 года – это дата, когда впервые возникает название Одесса. В этот день в в российской империи был издан указ об учреждении Вознесенской губернии, в которую, среди других городов, была включена «Одесса, татарами Гаджибей именуемый». До этого момента в исторических и официальных документах упоминаний города с таким названием не встречается. Получается, что Екатерина II, правившая тогда российской империей и которой приписывают основание города, на самом деле его просто переименовала. Из Хаджибея в Одессу.
Отметим, что историкам этот факт хорошо известен, но долгое время всячески замалчивалось в угоду российской версии происхождения нашего города и в целом истории заселения северо-западного Причерноморья.
Отчаянные споры по этой теме шли несколько лет назад, о чем еще в 2019 году писала «Одесская жизнь». Казалось бы, точного ответа не нашли, споры стихли, а тему закрыли. А как вы считаете? (републикация статьи от 2 сентября 2021 года).
Тема о возрасте Одессы, с одной стороны, уже набила оскомину, с другой — так и остается непознанной. Так начал свою лекцию о том, сколько же лет нашему городу у моря, — 609 с чем-то, или 230, — доктор исторических наук Андрей Красножон.
Четких критериев нет
— С тех пор, как концепция «Одессе — 609» была оформлена в книге историка Александра Болдырева, горячие рассуждения на тему возраста города не умолкают. Обычно люди хотят прямого ответа на этот вопрос, но его дать невозможно. И если быть предельно кратким, то тут в самый раз ответить: «Не знаю». Нет четких критериев, которые бы дали точный ответ на этот вопрос. Вообще с днями рождениями городов в нашей истории — большая проблема. И это, кстати, показатель «закомплексованности» города, впрочем, это проблема не только наша, но и всей западной цивилизации, — поясняет Андрей Красножон.
Историк подчеркивает, что вот это «не знаю» — не попытка ухода от вопроса. По сути, ответ на сегодняшний день таков: 609 с чем-то лет назад не было топонима «Одесса», но и 230 лет назад его тоже не было.
Что же было?..
«Не решаясь, однако, доказывать…»
В рапорте (отчете) Де Волана конца 1791 — начала 1792 года читаем его мысли о возможных будущих южных морских воротах империи (Хаджибея): «Мы недалеки от предположения о пользе такого порта, не решаясь, однако, доказывать его необходимость». Кстати, уже тогда Хаджибей в рапорте назван «поселением… Если угодно — городом». И в том же рапорте говорится: «Очаковский лиман — наиболее существенный пункт в системе обороны границы. Это ворота Российской Империи…».
Но был и другой отчет, полетевший в столицу империи — рапорт екатеринославского наместника В.Каховского, который тоже был отправлен императрице. Если упрощенно, то это был уже отчет, как бы теперь сказали, сделанный «с точностью наоборот».
Но дело даже и не в этом. В документах времен после взятия крепости Хаджибей, когда город (и имеющиеся в нем участки и постройки) уже был российским, его название звучало по-прежнему — Хаджибей (Гаджибей).
— Выдача всех правоустанавливающих документов на владение участками в сентябре 1794 года осуществлялась с употреблением именно этого топонима, известного с 15 века. Он же упоминается и в переписках того времени, — отмечает Андрей Красножон.
Но вот ведь что любопытно: в мемуарах Де Волана, оконченных в 1811 году («Очерк моей службы в России»), он сообщает, что в своем рапорте, который мы цитировали, «представил Одессу как передовой порт региона» (то есть, опять-таки, «с точностью наоборот»). ..
Годы шли, и потомки стали мучительно трудиться над темой, когда и кто же основал нам на радость Одессу? Да и вообще было ли ее основание?
О чем говорят исторические документы?
И вот в исторических источниках стал «задним числом» появляться топоним «Одесса».
— В работе Аполлона Скальковского «Первое тридцатилетие истории города Одессы» (1837 г.) имеется интересная путаница. Основание города у него датировано 1793 годом, потом, страницами ниже, он пишет уже о 1794 г., потом вообще странно: «1793 (1794) год». Где же точность? В тексте книги вообще много путаницы, а ведь это писал чиновник высочайшего уровня, «отец истории Новороссийского края». Это все примеры «перекручивания» историографии. Книгу историки тех времен частично «не заметили», частично подвергли разгромной критике, — говорит Андрей Красножон.
Теперь о 22 августа 1794 года по старому стилю, то есть, о нашем «историческом» 2 сентября по новому стилю. Эту дату в работах по истории города, даже спустя сто лет, историки не упоминали.
— В очерке, выпущенном к столетию Одессы, читаем: «27 мая 1794 года императрица Екатерина выпустила Указ о наименовании Гаджибея городом…». Он что, деревней был до этого, что ли? А в примечании к этому внизу страницы читаем, что «22 августа 1794 года, в день коронования императора Николая I прибывший в Одессу митрополит Гавриил освятил закладку Собора, Греческой и Екатерининской церквей…». Позвольте, какое коронование Николая I в 1794 году, если он родился только в 1796 году?! — приводит пример еще одной исторической «точности» Андрей Красножон.
При этом историк подчеркивает, что это такая себе классная оговорка, то есть, «подмазка». Освятили будущие соборы нового города Одессы, мол, в честь коронации царя. Императору, опять же, приятно: его 22 августа вроде как короновали, а у нас город в этот день вроде как основали.
— Дальше — больше. В конце 19 века одесский историк Алексей Маркевич «вытянул» тему литовского Хаджибея (Кочубиев), опираясь на свидетельства Яна Длугоша мая 1415 г. — года первого упоминания королевского порта Кочубиев (Коцюбеев), находящегося тогда во владении литовского князя Витовта… — рассказывает Андрей Красножон.
«Чем больше дат…»
Что сегодня? «Одессе — 609» — так называется книга историка «Александра Болдырева», вышедшая к «официальной» дате празднования города — ее 200-летию, в 1994 году. По сути, книга, как рассказывает Андрей Красножон, — это развитие концепции Маркевича.
— А это нам дает уже современную концепцию давнего спора, ее новый виток. И — снова-таки — деление всех нас на две «группы» в теме, сколько же лет городу, — делает акцент историк.
Что же у нас получается? Что и когда праздновать? И сколько же лет нам праздновать, чтобы было «правильно»? Андрей Красножон по этому поводу говорит, что сам лично он празднует обе даты: «чем больше дат, тем лучше».
— Вывод можно сделать лишь один: все, как это часто случается в нашей жизни, было «придумано задним числом». Надо праздновать? Надо! Значит, необходима «номенклатурная» дата, то есть, некий символ, о котором необходимо договориться. По сути, мы не имеем абсолютно убедительных оснований, то есть, критериев, для установления «точной» даты основания города: ни его 609-летия, ни его гораздо более младшего возраста. В первом случае речь идет о первом упоминании города, во втором — создан немалый казус, когда, к примеру, Одесса названа в труде Скальковского уже именно так, а, по сути, такого топонима на тот момент не существовало, — делает вывод историк.
Читайте также о несбывшихся одесских проектах: Триумфальной арке, Мавзолее и Эйфелефой башне
Жаль, что у нас такие молодые историки. Он как будто не знает, что 2 сентября (22 августа) 1794 года — это день торжественной закладки Одесского порта. До того времени здесь порта не было, просто бухта. Соответственно, раньше этого не было и города. Была крепость, построенная в 1793 году (вот откуда взялась эта дата). Удивительно, что приходится разъяснять такие вещи профессиональному историку. 600 лет вообще взяты с потолка, потому что не существует достоверных данных о Хаджибее.
Особенно тема о Хаджибее и древнейшем происхождении города приобрела популярность после 2014года. Совпадение? Не думаю.
Глупость неимоверная.Пиарщики-пропагандисты, а не историки.Всё как и везде переписывают и перекручивают на свой лад. Расскажите как обычно это, что Одессу основал украинский козак Одесситенко, ну и в честь него и город назвали, как по легенде козак Колумбенко Америку открыл. Бред этот тошно слышать уже. Речь идет ведь об Одессе конкретно, а не о поселениях которые здесь были в древние времена. С таким же успехом можно и США считать не 200 с кусочком лет отроду, а от первых абаригенов. Хренью не
«Старая Одесса» Де Рибаса прочитайте для начала. Здесь была не только крепость, но и город вокруг неё. Причем большинство жителей — Запорожские казаки не покорившиеся Екатерине после разгрома Сечи. Черноморские казаки воевавшие в составе войск Де Рибас постоянно общались с родственниками в городе и имели тут лазутчиков. Благодаря этому Де Рибас настолько неожиданно смог подобраться и атаковать крепость. Город был и назывался Хаджибей и именно в нем Де Рибас организовал свою резиденцию. Указ Екатерины об основании города — это веский аргумент, ведь без него могло бы произойти с Хаджибеем то же самое, что с Кинбурном, на месте которого сейчас просто несколько ям и валов осталось. Почему тогда датой основания не считают ее указ от 27 мая? А 22 августа(2 сентября)? Потому что поп освятил новые сваи в порту который уже был? Или почему не 1795 год, ведь именно тогда впервые появилось название Одесса? Версия про 600 лет ничуть не меньше имеет право на жизнь, единственным историческим противником её являются именно российские историки которые писали историю своей империи, а не места где мы сейчас живём.
Вы сами себе противоречите… Пишете, что если бы ни указ Екатерины об основании города (по документам — военно-морской гавани и торговой пристани, что по сути и явилось толчком для развития инфраструктуры, которая потом разрослась в город), то поселение Гаджибей вполне могло повторить судьбу Кинбурна… И тут же: «Версия про 600 лет ничуть не меньше имеет право на жизнь»… Какое отношение имеют поселения каких-то племён к созданию города? Да ни-ка-ко-го!
При чем тут племена? Если говорить о греческих поселениях, то там не 600 лет, а 2000+. Но там нет непрерывности в их существовании. А 600 лет это постоянно существующий город и основан он, кстати, славянами в то время когда эта территория находилась под контролем Великого Княжества Литовского. Первому письменному упоминанию о Коцюбееве — 600+ лет. После захвата турками город уже упоминается как Хаджибей (сохранив преемственность в названии). Вы историю города хоть чуть-чуть знаете?
Если бы Вы взяли и прочли тот самый Указ Екатерины, вы бы не писали что он об основании города. Этот Указ об основании в местечке Гаджибей военно морской гавани совместно с купеческой пристанью.