Таки дождались!.. В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного – премьера мюзикла «По Дерибасовской….» по произведениям Михаила Жванецкого.
Долгожданная премьера
Премьера должна была состояться еще в марте, но попали мы с вами, увы, в «красную» зону – и все пришлось отложить.
И вот наконец-то: 14, 15, 29 и 30 мая – долгожданная премьера спектакля «По Дерибасовской…» в постановке главного режиссера нашей Музкомедии Владимира Подгородинского. Музыку к спектаклю написал Владимир Баскин, либретто Константина Рубинского.
И вот как внесла жизнь свои коррективы в дату премьеры, так и герои этого очень и очень одесского спектакля вынуждены вносить «коррективы» в свою жизнь – жесткую и счастливую, веселую и грустную. Потому как ведь мюзикл, созданный по произведениям Жванецкого – это не просто некая весело сыгранная-обыгранная передача блистательных текстов Михал Михалыча. Нет, это полноценный сюжет о нас с вами – суетящихся, ищущих, все понимающих, запутавшихся и еще каких угодно.
С портфелем – на Привоз, на пляж, на свадьбу
Мы на предпремьерном показе. И перед нами – этакий одесский лабиринт, где под перекличку чаек происходит и совершенно необыкновенная, и самая рядовая, и захватывающая история. А тексты Жванецкого, как и его портрет (человек со все понимающим, пронзительным и чуть печальным взглядом) сопровождают все это действо.
А какое же увлекательное действо! Зритель вместе с героями побывает в порту и портовом клубе, на Привозе («на Привоз надо бежать при любой непонятной ситуации!»), и на одесском пляже, в кафе «Фанкони», на свадьбе в одесском дворе. И в Центре культуры вина в Шабо, и в одесской больнице, где пациентам порой ставится непростой диагноз «в вашем алкоголе слишком мало крови»!
И будут меняться эти локации одна за другой, а старый пароход на ваших глазах из «списанной развалюхи» превратится в… Нет, пожалуй, сохраним интригу.
Дело тут не только в законах жанра мюзикла с его вечным хэппи-эндом – все гораздо глубже и, опять-таки, пронзительней. Белые пароходы ведь обычно «получаются», когда проведена большая-большая реставрация – и лайнера, и собственной души.
Все, кажется, очень просто: приезжает в Одессу из Австралии господин Грэг (Владимир Фролов, Владимир Кондратьев), человек предприимчивый и деловой, хочет купить то, что осталось от некогда парохода, и устроить там казино. И портфель у него имеется с нужными «бумагами», и бизнес-хватка отличная.
Портфель… Ах, как же их много в спектакле, как удачно обыграна тема вечного портфеля Михал Михалыча! Чуть ли не у всех героев мюзикла имеется свой собственный портфель – как накопленный каждым из нас свой именной накопившийся багаж. Потому-то и содержимое в каждом портфеле – свое. У кого-то – деловые бумаги, у кого-то – блистательные тексты, у кого-то…
А вы любите Одессу?
Мюзикл «По Дерибасовской…» – очень и очень емкий спектакль. И дело не только в том, что мы с вами то и дело попадаем во множество известных одесских мест, то и дело встречаемся с колоритными «типичными представителями» города у моря. Спектакль погружает в целую палитру эмоций. Вы будете и хохотать, и печалиться, по ходу задавать самому себе самые главные вопросы и поражаться, как же тонко, мудрено и одновременно так просто подана в мюзикле эта наша такая одесская вечная тема: что же на самом деле такое – любовь одесситов к собственному городу.
И вот уже передает вам свое «четкое понимание любвеодескости» и тетя Сара с Дерибасовской, и мэр города, и «женщина и немного режиссер» Диана, и Костя-моряк, и портовые грузчики, и «прелесть, какие глупенькие и ужас, какие дуры», и многие-многие другие.
А эти аналогии с историческими одесскими «брендами»! Свадьба в одесском дворе так отлично перекликается с бабелевской! А потом вдруг что-то екает, потому как вечная «Белая акация» словно напоминает сама о себе. И все это – захватывающе, весело, ярко, легко.
Вот так и приходишь к пониманию, что «По Дерибасовской…» – как по жизни, а по родному любимому городу – это далеко не всегда означает, что эта самая жизнь удалась во всех смыслах. И что это вообще такое – удалась?… Вновь и вновь возникающий на сцене портрет Жванецкого, звучащие со сцены его незабываемые слова – словно напутствие всем нам: не забывайте, мол, что «удача улыбается смелым, а потом долго ржет над ними». Не говоря уже о том, что «ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья»…
Будут вам в спектакле и осколки, и само счастье. И одно из них – тот самый белоснежный лайнер «Одесса», и, опять же, вечный вывод, что из Одессы можно уехать, но нельзя не вернуться – хотя бы в мыслях. Одесса будет вечно манить, в этот город всегда захочется вернуться.
Вот так же в совершенно в новом и глубоком звучании «вернулся» театр к очень и очень одесской тематике – городу у моря с криками чаек, белоснежным пароходом «Одесса». А еще – к особой любви к Южной Пальмире и, конечно, к сыну этого города – Михаилу Жванецкому, не дожившему, к глубокому сожалению, до нового спектакля Музкомедии, наполненного самим духом Его города и Его пера…
Фото автора