7 июля в Украине традиционно отмечают Ивана Купалу. Основные традиции этого праздника так или иначе знает каждый: это прыжки через костёр, плетение венков и поиск цветущего папоротника. Но знаете ли вы, как праздновали Ивана Купалу в Одесской области? «Одесская жизнь» узнала о региональных особенностях купальских гуляний.
В 90-е одесситка Оксана Фахретдинова каждое лето ездила к своим родным в село Пужайково Савранского района и много лет подряд наблюдала, как местные старожилы отмечают Ивана Купалу.
«Когда я была ребёнком, попасть в деревню на Ивана Купалу было для меня особым удовольствием. Село Пужайково было единственным местом, где этот праздник действительно отмечали, придерживаясь определённых традиций», – рассказывает Оксана.
Иван Купала – «микс» язычества и православия?
В самом названии праздника соединились две традиции – языческая и христианская. Наши предки, древние славяне, устраивали гуляния на день летнего солнцестояния и посвящали их языческому богу Купале (Купайлу). Его имя происходила от слова «купа» и символизировало соединение мужского и женского, вступление в брак, плодородие.
А вот никакого «Ивана» изначально в названии праздника не было, пока на нашу землю не пришло христианство. Тогда этот день связали с Рождеством Иоанна Предтечи – святого, который крестил Иисуса Христа (то есть своего рода участвовал в «купаниях»).
Однако в украинских традициях этот праздник остался скорее языческими. По воспоминаниям Оксаны Фахретдиновой, жители села Пужайково Савранского района в этот день в церковь не ходили, а участвовали в традиционных купальских обрядах.
Почему на Ивана Купалу жгли костры?
В день летнего солнцестояния древние славяне праздновали свадьбу Купала и Марены. Если Купала был богом плодородия и жизни, то Марена, наоборот, – богиней смерти и увядания. Так в празднике соединялись два противоборствующие начала, а их символами были две противоположные стихии – огонь и вода.
По традиции, чучела Купалы и Марены сжигали, а затем прыгали через этот костёр, чтобы очиститься от болезней и сглаза. Существовало и ещё одно поверье: если влюблённая пара прыгнет над огнём, держась за руки, и не отпустит в прыжке друг друга, то парень и девушка будут неразлучны.
По словам Оксаны Фахретдиновой, в селе Пужайково костры жгли, однако, никаких чучел Купалы и Марены там не сооружали.
«Изначально костёр был высокий, но прыгали через него только тогда, когда он, уже прогорел и осел. При мне это делали по одному и преимущественно только юноши. Маленьким детям близко подходить к огню в принципе запрещали», – вспоминает Оксана.
Можно ли было купаться на Ивана Купалу?
По поверьям, в ночь на Ивана Купалу активизировалась нечистая сила, поэтому спать в это время было нельзя, и заходить в воду также было крайне опасно. Считалось, что в это время там находятся русалки и могут утащить человека за собой. А вот утром 7 июля, наоборот, купание в водоёме было обязательным и приносило оздоровление.
По словам Оксаны Фахретдиновой, в Савранском районе так же считалось, что заходить в воду в купальскую ночь опасно. Тем не менее юноши и девушки на праздник всё же купались, а вот детям делать это ночью не разрешали.
Кто и как плёл венки на Ивана Купалу?
Считается, что на Ивана Купалу незамужние девушки делали венки для гаданий. Они сами собирали полевые травы, плели головной убор и пускали его по воде, вставив в середину зажжённую свечку. В какую сторону плыл венок, с той стороны к девушке и должен был прийти жених.
Однако, по словам Оксаны Фахретдиновой, в селе Пужайково у девушек на Ивана Купалу было сразу два венка: один – для гаданий, а другой – для ношения во время праздника. И если первый девушки и правда плели сами, то второй мастерили старшие женщины в семье. Цветы для головных уборов собирали тоже не молодые.
«С утра мой дед ехал в поле косить полевые цветы и травы, и привозил домой большую охапку. Мои двоюродные бабушки, как старшие женщины в семье, садились, запевали традиционные украинские песни и плели венки для всех своих внучек. Эти венки были массивные и плотные, их связывали канатами», – рассказывает Оксана.
Для девушек – венки, для юношей – «китайки»
У молодых людей на празднике Ивана Купала был свой атрибут. И это были не венки, а так называемые «китайки», которые для них так же делали женщины старшего поколения.
«Китайкой» называли такую ровную деревянную палку, длинной примерно в метр. Её оплетали теми же цветами, что и венки. Ещё туда вплетали вишни. «Китайка» выглядела, как жезл, и с этим атрибутом праздника мальчик шёл на купальские гуляния», – объясняет Оксана Фахретдинова.
Почему за венки боролись?
Венки, которые не бросали в воду, девушки в селе Пужайково носили на голове и ждали… когда головной убор украдут. Крали венки юноши: таким воровством они показывали, какая из девушек им нравится. Но у этого обряда был и ещё один смысл.
«Мальчики приносили эти венки домой и кидали их на огород для хорошего урожая. Чем больше венков крал мальчик, тем больше, по идее, должен был быть урожай в его семье», – вспоминает Оксана.
Но, по традициям Савранского района, девушка не обязана была покорно отдавать юноше свой головной убор, и могла устроить борьбу за венок.
«Если девушке удавалось отнять свой венок обратно, считалось, что в её семье тоже будет хороший урожай», – отмечает Оксана Фахретдинова.
Фото: Корреспондент, Мета