Скульптуры в нишах… Совершенно особый декор, придающий зданию индивидуальность, красоту, а зачастую делающую его неповторимым. В нишах они смотрятся совершенно по-особенному, выделяются сразу же.
Гермесы, Афины…
Наверное, самыми известными такими скульптурами можно назвать статуи покровителя торговли Меркурия и богини плодородия и благоденствия Цереры в нишах ризалитов на фасаде Старой Биржи, сегодняшней мэрии. Или прекрасно сохранившиеся «нишевые фигуры» Афины и Изобилия на фасаде здания Экономического университета – настоящее достояние, дошедшее до нас из прошлого. Их можно увидеть и на некоторых зданиях Медуниверситета – строго в «тему» заведения.
Одесский архитектор, преподаватель ОГАСА, соучредитель Ассоциации архитекторов Одессы Андрей Черненко называет лепной декор города «той самой изюминкой, которая делает типовую архитектуру индивидуальной, одним из приемов, при помощи которого можно из общего ряда похожих зданий «вырвать» произведение искусства».
Ниши без фигур
И вот как же все это замечательно, и другие примеры можно приводить. А если «опуститься на землю» и пройтись по историческому центру, запечатлевая не «парадные» здания, а те, что «рангом пониже»? Пройдитесь, например, по Маразлиевской, загляните в одесские дворики на старой улице. Что увидим? Увидим ниши, давным-давно растерявшие свои скульптуры. Ниши или пустуют, или их «пользительно приладили»: там доску объявлений разместили, там – ящик для квитанций на оплату услуг ЖКХ, там просто мусор, да и сама ниша уже мало похожа на нишу. И касается это не только Маразлиевской, но и многих других домов в том самом историческом центре, которым мы так гордимся.
«Нишевые фигуры», как и любой иной красивейший декор, над которым когда-то трудились мастера – вещь хрупкая, требует постоянного ухода, ремонта, реставрации. Вот в результате и дошло до нас, по сути, совсем немного.
«В Одессе осталось множество домов с сохранившимися пустыми нишами – их можно видеть и на фасадах, и в подъездах, и в парадных… Большинство из них когда-то украшали статуи», – пишет по этому поводу одесский историк и краевед Сергей Котелко.
Кое-где сохранились
И все же они нам встречаются, когда мы пробегаем по городу или заглядываем в какой-нибудь одесский дворик. А некоторые адреса мы вам подскажем.
Вот как радует глаз ваза в нише на старом доме на улице Екатерининской (угол Успенской)!
А прогуливаясь по Горсаду, можно полюбоваться «задником» дома на Гаванной. Две прекрасные скульптуры просто умиляют, красуясь в нишах. Надо же – сохранились!..
На фасаде немного мистического дома в черно-серых тонах на Екатерининской мы любуемся сохранившимся в нишах двум скульптурам детей – мальчика и девочки. Детки держат в руках по рогу изобилия. В процессе любования понимаешь: не начнут фасад реставрировать, останутся эти ниши без деток с «изобилием» в ручках.
Из сохранившихся «нишевых чудес» – это, конечно, дом на Нежинской, 30. Здесь сохранились три скульптуры в нишах. С улицы вы их не увидите – надо попасть во двор. Это не какие-нибудь древнеримские боги или герои, не некие аллегории. Это скульптуры самых обычных людей.
Первый этаж украшают скульптуры гимназистов (или учащихся реального училища), второй этаж «занял» крестьянин. По поводу третьего персонажа до сих пор ходят споры. То ли это одесский врач, то ли рабочий, то ли ученый… Время идет, скульптуры стареют, «облупленных» героев скоро вообще будет трудно распознать – кто есть кто…
А вот дом №17 в Каретном переулке славен своим талисманом – скульптурами в нишах. Это одесские детишки. Один расположился на втором этаже, второй – на третьем.
Так вот, фишка еще и в том, что один из детишек, тот, что на третьем этаже, однажды получил «в подарок» очки. Произошло это не менее десяти лет тому назад. А, скорее, и больше.
Кто и как нацепил на скульптурного малыша очки, осталось тайной… Старая скульптура в более-менее современных очках, равно как и ее собрат в другой нише, тоже очень просятся на реставрацию. Впрочем, как и весь фасад дома.
Отметим, что и современные арт-объекты (пусть даже рекламные) тоже порой пытаются найти свою нишу: например, на фасаде здания на Пастера появилась «скульптура» зуба. Между прочим, тоже в нише…
Фото автора