Новости Одессы и Одесской области

Кто держит Одессу: лепной декор города, его история и день сегодняшний

Кто держит Одессу: лепной декор города, его история и день сегодняшний

— Лепной декор — это та самая изюминка, которая делает типовую архитектуру индивидуальной. Вернее, это один из приемов, при помощи которого можно из общего ряда похожих зданий «вырвать» произведение искусства. Хотя зачастую и сам декор является типовым, клоном, репликой понравившейся лепки, скульптуры, — так рассказывает о декоративных архитектурных элементах города одесский архитектор, преподаватель ОГАСА, соучредитель Ассоциации архитекторов Одессы Андрей Черненко.

Мультикультура — особенность Одессы

Андрей делает акцент:

— В начале 19-го века Одесса стремительно развивалась. Ей не нужны были века для того, чтобы взрастить свою культуру. Культура города состоялась в одночасье из крутого замеса культур разных народов. Мультикультура стала особенностью Южной Пальмиры. В городе были все условия для процветания искусств. Первым из которых была архитектура. В начале строгая, ампирная и типовая, предписанная «высочайшим повелением», а дальше все более свободная и индивидуальная. Однако при всех свободах четко контролируемая законами города, как юридическими, так и культурно-моральными. Типовой ампир жилых и общественных зданий в начале века девятнадцатого к его концу был на 70% замещен эклектикой и модерном доходных домов. И, конечно, немаловажную роль в неповторимости и качестве южного стиля сыграл декор этих зданий. Своим неповторимым великолепием, красотой пластики лепнина одесских зданий в первую очередь обязана, конечно, итальянским мастерам. Благодаря им мы сегодня любуемся прекрасными скульптурами, украшающими балконы, фасады, фронтоны.

Андрей Черненко

На фото Андрей Черненко

Они творили в Одессе

Как рассказывает Андрей Черненко, одно из первых упоминаний об итальянских скульпторах в Одессе можно найти в архиве в Фонде Строительного комитета от 1820 года. Из документа видно, что в 1805 году скульптор Карл Боргио обязался по контракту «сделать в католической церкви столбовые капители». Уже в первой половине позапрошлого века итальянские мастера по изготовлению памятников, каминов, парковых скульптур заняли в Одессе монопольное положение, которое сохраняли до конца столетия. Причисляя свой цех к «ремесленной аристократии», или к «художественной братии», они селились со своими «ателье» в центре города.

— Известны их многочисленные адреса на Дерибасовской, Преображенской, Софиевской и Итальянской улицах. До нас дошли фамилии — Вернетта, Менционе, Молинари, Натали, Тузири. Мастерская последнего из династии Вернетта, Сентилия Францевича находилась на французском бульваре под №40. Джустино Менциионе изготовлял по заказам статуи, бюсты, алтари, иконостасы, камины, фонтаны, целые часовни, надгробные памятники. Его мастерская располагалась на улице Болгарской, № 8. Что же касается других адресов по данной теме, то из семьи Натали, отец Вильгельм Осипович и сын Адольф содержали скульптурную мастерскую на Французском бульваре под № 5. Мастерская скульптора Марка Молинари находилась в Удельном переулке в доме №4 и напротив винных складов «Удельного ведомства» на Французском бульваре, Эрнста Боски — в Красном переулке №32, Ивана Паолини — на улице Градоначальницкой №7, мраморщика Павла Тузини — на Екатерининской № 30, — продолжает свой рассказ Андрей Черненко.

Интересна судьба одного из самых выдающихся скульпторов, творивших в нашем городе. Луиджи Иорини. Скульптор, педагог. Уроженец Ломбардии. Выпускник Миланской Академии художеств и ученик знаменитого скульптора Джорджио. Приехал в Одессу в 1869, когда ему было уже 53 года, по приглашению председателя (позже — вице-президента) Общества изящных искусств Ф.О. Моранди. Остался жить в Одессе, проживал по адресу ул. Преображенская, дом 12. Преподавал в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств. В 1899 в актовом зале Одесской рисовальной школы пышно отмечалось тридцатилетие деятельности Иорини в Одессе. На здании Одесской городской думы (здание Старой биржи на Думской площади) слева и справа от колонн в нишах установлены скульптуры Меркурия и Цереры, выполненные Иорини. В музеях Одессы хранятся и другие работы скульптора, например: бюст Ф.О. Моранди, бюст Г. Маразли.

Другой итальянец, называвший себя потомком Гарибальди, — Марк Луиджи Молинари, — был автором скульптур одного из наиболее ярких образцов архитектуры в стиле эклектики в Одессе — здания гостиницы «Бристоль». Построено в 1899 году по проекту главного городского архитектора Александра Бернардацци. И еще один шедевр Бернардацци — Новая биржа (ныне — Филар­мония). Интерьеры и экстерьер здания были оформлены скульпторами-итальянцами М.Л. Молинари и М.Д. Менционе.

Многие авторские скульптуры тут же были скопированы и растиражированы. Часто это делали сами предприимчивые авторы, часто — ремесленники. Такова, например, судьба и удивительной женской скульптуры на балконе отеля «Бристоль». Даже сегодня мы можем наблюдать еще две копии прекрасной богини.

Об изначально обреченных скульптурах

Вот еще один бриллиант в короне Одессы: Театр оперы и балета, Городской театр… Проект был выполнен венским архитектурным бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.» в 1880 г.; Надзор от проектного бюро в Одессе выполняли: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat). А надзор от города: Ф. В.Гонсиоровский, А. И.Бернардацци, Ю. М. Дмитренко. Надо отметить, что архитектурное бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.» предоставляло не только проекты, в его состав входили и скульпторы, и декораторы. Известны имена мастеров, которые выполняли скульптуры оперного театра от бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф. А монтажом и скульптурными работами непосредственно на строительной площадке занимались одесские скульпторы: Ф. А.Натали, М. Л.Молинари, 1884 — 1887 гг.

А теперь самое время вспомнить о судьбе скульптур Оперного театра, вернее, их части, которые, как рассказывала «Одесская жизнь», давно «покоятся» под ветрами-дождями-снегами на территории скульптурной мастерской на Молдаванке. Так вот, Андрей Черненко по этому поводу говорит:

— Эта скульптура была изначально обречена. Дело в том, что австрийские мастера совершенно не учли особенности морского климата, и, в силу этого, достаточно агрессивной окружающей среды. Они использовали в своих скульптурах обычную железную арматуру. Коррозируя стальные прутья, увеличивались в диаметре и просто разрывали статуи изнутри. В архитектуре нет мелочей. Об этом следует не забывать и современным авторам и реставраторам. Тщательное соблюдение технологий — вот залог долговечности произведений искусства.

Пассаж — здание с самым большим количеством скульптур и лепнины в городе

— В Одессе творили не только итальянцы. Ближе к концу века на творческом небосклоне засияли две звезды, представители еврейского народа. Одесский Пассаж. Это один из первых в Российской империи торговых центров. Его задумал купец Моисей Менделевич. Он хотел удивить горожан и обойти своих конкурентов, поэтому денег на строительство не пожалел. Это здание с самым большим количеством скульптур и лепнины в городе. Главные из них — фигура покровителя торговли Меркурия и две фигуры Фортуны. Автором проекта был архитектор Лев Влодек, скульптурные группы создавали Товий Фишель и Самуил Мильман. С.И.Мильман также создал скульптуры на «Большой Московской». А Товье-Герш Лейзерович Фишель был автором знаменитых Атлантов. Доходный дом Фальц-Фейна («дом с атлантами»), 1900—1901, с Л.Влодеком и С. А. Ландесманом, — отмечает Андрей Черненко.

«Лечение» «кариатиды» невозможно без «лечения» всего здания»

— Много прекрасных архитекторов и скульпторов работало над созданием удивительного декора прекрасных одесских зданий… Но после того, как декоративный элемент занял свое место на фасаде, над ним стало работать время. А непогода, отсутствие ремонта или некачественный ремонт ускоряли его старение, — подчеркивает архитектор.

Как констатирует Андрей Черненко, «сегодня, к несчастью, произведения искусства превращаются в просто камни. Опасные, тяжелые камни. Опасные для жизни человека, для жизни горожанина. Первостепенная задача реставраторов — демонтаж аварийных элементов. Необходимо помнить, что это может спасти жизнь. Под реставраторами я подразумеваю профессиональных скульпторов, технологов, строителей. Необходимо проводить тщательную исследовательскую работу — как архивную, так и полевую. Фотофиксация, фотогеометрия, обмеры, очистка и формовка, консервация, идентификация, выводы о дальнейшем применении. При этом нельзя забывать, что декоративный элемент – это украшение здания, его деталь. И «лечение» «кариатиды» невозможно без «лечения» всего здания. Нужно помнить, что есть «время разбрасывать камни, и время собирать камни». От нас сегодняшних зависит, отставим ли мы потомкам прекрасные произведения искусства или это будут всего лишь камни…».

Фото предоставлены Андреем Черненко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости
Выбор редакции