Свое 70-летие Иосиф Леонидович отметил в Одессе — спектаклем театра и своим творческим вечером. В рамках проекта «Кофе-брейк» режиссер дал эксклюзивное интервью для «Одесской жизни».
Для того, чтобы перечислить все звания и регалии знаменитого одессита Иосифа Райхельгауза придется занять немало газетной площади, поэтому обозначим лишь некоторые из них. Он — театральный режиссер, создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы», заслуженный деятель искусств и народный артист России, профессор ГИТИСа.
Я бы хотел привезти в Одессу не один спектакль, а несколько. Очень надеюсь, что мы уже осенью приедем на следующие гастроли. И привезем большие спектакли для огромной сцены. Потому что спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» (именно этот спектакль московские артисты показывали одесскому зрителю с 9 по 11 июня — Ред.), довольно камерный. Мы его играем в «Театре на Чайной» — в театре с определенным сценическим пространством. Этот спектакль уже довольно известен — мы его играли во многих странах мира, получили за него огромное количество премий. Что о нем рассказывать? Его надо смотреть…
Мы можем приезжать на гастроли только по приглашению. Последний раз наш театр «Школа современной пьесы» был на гастролях в Одессе в 2012 году. Впрочем, мы не обделены приглашениями. Только в этом году мы были в Германии, Франции, Израиле, Индии, не говоря о бесконечных гастролях в российских городах и участии в различных фестивалях. Но приезд в Одессу для меня и моего театра, который влюблен в Одессу, очень важен.
Актеры моего театра ходят по Одессе, как по музею. Ходят как по какому-то невиданному павильону, где люди — персонажи, дома — декорации, где само небо, сам воздух, сама природа — насыщенная художественная стихия. Поэтому для нас Одесса — это особая история. Мы приезжаем, когда зовут и будем счастливы приехать сюда еще. Для нас это абсолютно некоммерческие гастроли.
Наш любимый город Одесса так устроен уже много лет, что он как-то легко расстается со своими талантливыми «детьми». И вот Саша Онищенко (ученик Райхельгауза, режиссер, актер, основатель и художественный руководитель «Театра на Чайной» — Ред.) — яркий тому пример. Он очень интересный режиссер, при том, что он только студент третьего курса режиссерского факультета ГИТИСа. Он уже показывает такие работы, на которые обращает внимание вся кафедра режиссуры — ведущие главные режиссеры и художественные руководители московских театров. Поэтому я считаю, что именно Александра Онищенко уже сегодня надо назначить художественным руководителем Русского театра. Это будет сразу хороший театр, вопреки болоту, который организовал здесь предыдущий худрук. Не возьмете — заберу Онищенко в Москву!
Ассоциации Иосифа РАЙХЕЛЬГАУЗА
Мы предложили знаменитому режиссеру немного «поиграть в ассоциации», то есть рассказать, какие образы вызывают у него те или иные слова.
Зритель Это — театр. Также как артист и режиссер, зритель — это основа театра. Нет зрителя — нет театра.
Колхозник Это — мой дедушка и моя семья. Они родились в дном из колхозов Одесской области и прожили там долгие годы. Потом переехали в Одессу. Для меня слово «колхозник» очень узнаваемое.
Лошадь Это лошадь дедушки, на которой я ездил без седла, подкладывая ватник, чтобы не давить на хребет лошади. Я и сегодня могу на лошади проскакать.
Автобаза Ну, что говорить? В 14-летнем возрасте я начал работать электрогазосварщиком на автобазе в Одессе и проработал там год. И этот год — один из важнейших в моей жизни.
Любовь Это высшее чувство, которое подарено человеку. Я это понял не так давно. Это чувство вмещает в себя столько понятий, сколько вмещает в себя понятие жизнь.
Симонов Константин Михайлович? Мне посчастливилось в жизни встретить большое количество выдающихся людей. И не просто встретить, а дружить и работать с ними. Среди важнейших встреч — знакомство с Константином Михайловичем Симоновым. Закончив ГИТИС, я написал пьесу по его повести «Из записок Лопатина», которая была поставлена на сцене театра «Современник». Она оказалась удачной, прошла по сотням театров Советского Союза, а потом я снял телевизионный фильм. И мы с Константином Михайловичем (практически до его смерти) работали вместе. Некоторые его рукописи, письма, его «пометки на полях» пьесы — я передал в Одесский литературный музей и на это можно в Литмузее посмотреть.
Книжка Есть книги, без которых не можешь представить себе жизнь. Для меня это книги поэзий великих поэтов — от Пушкина до Пастернака. Они помогают жить. Они объясняют жизнь. Книжки — это вся одесская литература: Бабель, Багрицкий, Паустовский, Катаев, Ильф и Петров, Ахматова… Могу скромно вспомнить и свои «графоманские книжки», которые я регулярно пишу. Некоторые из них издаются и даже переиздаются. Последняя книга об Одессе издана при поддержке Ивана Липтуги (директор департамента туризма и курортов Минэкономразвития Украины — Ред.) в издательстве АО «Пласке». Она так и называется «Одесская книжка». Я очень ее люблю, там все об об Одессе.
«Фрак» Это спектакль, который я поставил лет 25 назад. Он стал классикой, вошел во все учебники театральных ВУЗов. С ним мы объездили весь мир, побывали на десятках фестивалей. В начале июня этого года спектакль приехал с огромного театрального фестиваля в Калькутте, в Индии (возил наш театр «Школа современной пьесы») и мы опять получили Гран-при. Это один из знаковых спектаклей, где во время премьеры играли великие артисты: Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов. это один из знаковых моих спектаклей, который продолжает идти. Он называется «А чой-то ты во фраке?» Потом я снял по нему телевизионный фильм.
Пушкин Для меня Пушкин открылся в Одессе — когда-то в юности я почитал два-три раза роман «Евгений Онегин»: «Я жил тогда в Одессе пыльной…» запомнил. Ну а потом — это гений, человек, который в равной степени принадлежит России и Украине, Африке и всем.
Р.S. Другие интервью смотрите в нашем видеопроекте «Кофе-брейк»