Наши предки закодировали в декоративно-прикладном искусстве магически-обрядовое видение Вселенной, бытовой символизм, сотворение и бытие всего земного.
Особенно ярко эта сакральность прослеживается в культуре трипольцев. Именно предки украинской нации вілюбили Рай-дерево, из которого выплескалось наше потребительское искусство: писанкарство, керамика, вышивка, ковроткачество, орнаментально-декоративное рисование, стенопись.
Настенная роспись в Одесской области
В XIX веке магические, культовые и обрядовые сакральные символы выплеснулись в настенную роспись. Декорирование сельских домов растительно-солярными росписями было распространено по всей Украине.
— У нас, в Одесской области, еще в первой половине XX века стенопись практиковала во многих селах — от Балты, Кодымы, Саврани до Черного моря. И в 70-х годах на севере области он еще был популярен. Обводили оберегами (полосами в форме волн, хмеля) окна и двери жилья, помещений для домашнего скота. Эта символика сохранилась в стенописи с дохристианских времен, рассказал доктор исторических наук, профессор, председатель правления Одесского областного союза краеведов, декан факультета истории и философии университета имени Мечникова Вячеслав Кушнир. — Особенностью декоративной орнаментики народной архитектуры степной зоны есть доминирование растительных мотивов. На фронтонах жилищ жителей Буго-Днестровского междуречья и Буджака также размещали композиции, в основе которых «вазон» или «мировое дерево».
Вячеслав Григорьевич отметил, что орнаментальными картинами в жанре «малевки», широко распространенными в степной Украине, простые женщины расписывали глинобитные стены своих жилищ, мебель и предметы обихода.
А с конца XIX века цветочные узоры «сошли» со стен на бумагу, превратившись в разновидность художественного промысла. Теперь это традиционная украинская декоративно-прикладная роспись, к которой относятся еще следующие:
- петриковский (Днепропетровщина);
- самчиковский (Волынь-Подолье);
- косовский (Гуцульщина);
- Яворовский (Львовщина);
- таврический (Николаевщина).
Нематериальное культурное наследие Украины
Причерноморская степь удостаивала художников своей ковыльно-полыновой безграничностью, изменчивой красотой и неповторимой фольклористикой.
На его буйноцветии появилась еще одна разновидность декоративно-прикладного искусства — южная роспись степной Украины.
Его элементы вошли в художественный альбом «Степная Украина», изданный еще в 1929-м. Над иллюстрациями работала исследовательница Елена Бричевская, которая, посетив Одесский район, собрала и зарисовала по селам все, что касалось типичной степной живописи украинского народного творчества.
— Эти узоры отражают мировоззренческие представления, ментальность украинцев. Хочется, чтобы настенная роспись как один из маркеров украинской культуры развивалась, снова играла важную роль в укреплении украинской идентичности, — отметил профессор Вячеслав Кушнир.
С недавних пор сохранением знаковой для Одесщины южной росписи с намерением занести его в перечень элементов нематериального культурного наследия Украины занимаются специалисты Одесского областного центра украинской культуры. Вдохновила их на это основанная в 2007 году региональная художественная премия имени заслуженного мастера народного творчества Украины, художника из Троицкого на Любашевщине Ростислава Палецкого.
Лауреатами и стипендиатами премии имени Палецкого стали десятки художников, развивающих орнаменталистику Причерноморья и национальное искусство. В музейной сокровищнице Центра украинской культуры демонстрируются лучшие образцы их творчества. Украшением коллекции есть произведения мастеров из Троицкого.
Троицкая живопись
Троицкая роспись, начатая Палецким, — неповторимое народное искусство Одесщины. Из последователей его школы остался только художник Николай Притыкин. Соратница художника — учитель истории Лариса Бабинец — выработала собственный стиль декоративной живописи, которой учила местных детишек в студиях «Неувядающие краски», «Чудоцвет» и т.д.
— Работы Ларисы Бабинец довольно отчетливо отражают представление автора об архаическом пласте украинской культуры. У меня есть ее картина «Мировое дерево», или «Дерево жизни». В искусстве аналогичный сюжет представлен тысячами образцов, но импровизация Ларисы Бабинец уникальна, ведь она обогатила ее компонентом местной народной культуры, — поделился Вячеслав Кушнир.
Для развития народной живописи на севере Одесщины Любашевская община положила начало поселковой премии имени Палецкого. Ее получили лучшие творцы и популяризаторы прикладного искусства. Приятно, что в номинации «Декоративная и народная живопись» первое место завоевал талантливый юный художник — школьник Роман Лысенко. Творить узорчатое кружево его учила Лариса Бабинец.
В Любашевке развивает народную роспись художник Елена Шлода. В Бобрике Первом старинные хаты расписаны самчиковской росписью, а в Ясеново Первом красуется 200-летняя усадьба, красочно разрисованная балтской художницей.
Так декоративно-прикладная живопись уверенно возвращается из забвения.
Читайте также: