Совсем скоро, 5 июля, будет отмечаться День конституции Республики Армения. Поэтому сегодня мы расскажем об армянской общине Одессы. Ее многие в нашем городе считают образцово-показательной. Почему? Об этом — ниже.
Задолго до основания Одессы
Армяне в нашем регионе появились еще в XIII-XIV веках. Ими был основан город в нынешней Молдове, названный Григориополем в честь армянского Григория Просветителя. Именно оттуда они пришли в Одессу.
В начале XIX века в Одессе было около 30 больших армянских семей. У них была своя «специализация» — изготовление изделий из кожи и меха, строительство, торговля, парикмахерское дело. В 1840-х годах в городе была построена небольшая армянская церковь.
С развитием Одессы армян здесь становилось больше, их приток усилился в начале XX века. Мало кто знает, но Армянский Комитет, который в период Первой Мировой войны занимался изысканием средств для оказания помощи беженцам в Одессе, основал Василий Егорович (Геворкович) Таиров (1859-1938) — армянский и советский ученый, основоположник отечественной научной школы виноградарства и виноделия.
После революции в Одесском порту работало восемь армянских бригад грузчиков. Основная масса обувщиков, мастеров-сапожников (около 200 человек) была собрана в обувную артель. Действовала армянская школа-семилетка №45 имени Анастаса Микояна. И хотя одесские армяне становились все многочисленней, в советское время национальные общины в целом не приветствовались, и официально общины как бы не было.
Армяне оставили большой вклад в науку, культуру, экономику Одессы уже в наше время. Из известных сегодня представителей общины отметим таких выдающихся людей, как академик Национальной академии наук Украины доктор химических наук Герберт Камалов; Заслуженный деятель искусств, главный дирижер симфонического оркестра Одесской государственной филармонии Сергей Мацоян; Заслуженный врач Украины, дерматолог Петр Петросян; завкафедрой теоретической физики физфака ОНУ им. Мечникова Вадим Адамян и других.
Сейчас представители армянской общины работают в самых разных сферах деятельности.
— В Одессе нет ни одного института, в котором не было бы армянских преподавателей, — говорит директор Одесского армянского культурного центра Анна Геворкян. — Не найдете больницы, базара, стройки, ремонтной бригады, СТО, где ни работали бы армяне.
Возрождение общины начали с церкви
В 1990 году было создано Одесское общество Армянской культуры. В организации его огромную роль сыграли Маргарита и Мирослав Торосян, которых поддержали Самвел Тигранян, Эдуард Мкртчян, Эдуард Хачатрян, Эдуард Херунцев. Через 50 лет после закрытия Армянской школы им. Микояна Маргарита Торосян организовала армянскую школу и детский сад. Тогда же город выделил одесским армянам участок на Гагаринском плато — небольшой, но в очень красивом месте.
Вскоре после этого было решено строить здесь церковь, потому что на первом месте у армянского народа — вера, на втором — письменность, а уж потом — все остальное. В 1995 году на плато построили армянскую апостольскую церковь Святого Григория Просветителя. Это вообще первая церковь, которая была построена на территории СНГ после революции 1917 года.
— После этого миссию обучения в воскресной школы взяла на себя Элен Погосян. Мы организовали воскресную школу для детей, — рассказывает Анна. — Собирали их в одной маленькой комнатушке. Места не хватало, и вскоре стало ясно, что с помещением надо что-то решать.
Президент общины Самвел Тигранян дал себе слово, что построит культурный центр. Члены общины поддержали идею, поэтому за работу взялись очень быстро. И теперь на Гагаринском плато, 5 расположен прекрасный культурный центр: он был признан лучшим армянским культурным центром во всей Европе. В этом году, 26 ноября, Армянскому культурному центру исполнится 5 лет.
*От 40 до 45 тысяч армян проживает в Одесской области. Многие живут в сельской местности, потому что в Армении они были земледельцами.
Когда центр появился, работа общины стала более обширной и плодотворной. Было организовано много разных кружков, детский сад (скорее, это воспитательно- развлекательный центр). С детьми в нем работают воспитатели и психологи.
— К нам ходят не только дети из армянских и смешанных семей, но и дети других национальностей, — рассказывает Анна Геворкян. — Основные языки обучения — армянский и русский.
В армянской двухдневной воскресной школе — четыре класса. Там изучают армянский язык, литературу, историю Армении. Кроме того, в центре есть кружки: литературный, театральный, художественный, танцевально-хореографическая группа «Дружба», класс вокала и класс лепки из глины. Есть спортивные секции: классическая, греческая борьба, бокс и каратэ. Есть в культурном центре и женский союз, хор женщин, Союз молодежи. В месяц проходит несколько мероприятий. Театрализованные постановки, концерты проводятся общими усилиями разных кружков. В Центре выпускается газета общины «Вернатун».
— Мы уважаем всех, и особенно нашу (именно нашу!) украинскую культуру, — подчеркивает Анна. — Волею судьбы мы здесь живем, и благодарны за это Украине и Одессе. Учим детей украинским песням. Дети должны быть в русле украинской культуры, но не забывать о своих корнях.
Проблемы: документы и транспорт
Большинство одесских армян — граждане Украины. Многие приехали в наш город после землетрясения 1988 года и военного конфликта в Сумгаите. Тогда людям было просто негде жить, надо было спасать семьи. Но назад сегодня уже никто не едет. И оттуда сюда сейчас почти не едут. Почему — не хотят?
— Хотят, но есть проблема с документами, — отмечает Анна Геворкян. — Хоть виз и нет, но по закону через три месяца после регистрации необходимо снова ехать в Армению, и вернуться в Украину можно опять только через три месяца. А у нас есть национальная черта: родственник, попавший в хорошее место, помогает родственникам, которым живется хуже, старается привезти их к себе. Если лет десять назад не было проблемой официально зарегистрироваться, получить вид на жительство, а затем гражданство, то сегодня все не так. Видимо, здесь был слишком большой наплыв людей, из-за чего ввели такие ограничения.
В Армении украинцы могут жить сколько захотят
Еще одна проблема, с которой сталкиваются одесские армяне, самая большая — транспортная. Министерство диаспоры Армении постоянно готовит разные программы для детей, но отправлять их из Одессы в Армению дорого.
— В остальном мы живем своей жизнью, не требуем помощи, — говорит Анна. — Власти нас не обижают — ведь мы всегда ведем себя этично, корректно. Уважение к окружающим — одна из важнейших наших традиций.