Новости Одессы и Одесской области

100-летняя звезда рассказывает об Одессе неприятные вещи (ФОТО, ВИДЕО)

Речь идет 100-летней Бел Кауфман, внучке великого писателя Шолом Алейхема, прожившей свои молодые годы в Одессе и эмигрировавшей в Америку. В интервью Энциклопедии русской Америки она рассказывает о своем одесском прошлом.

— Белочка, давайте вернемся на 100 лет назад. 1911-й год – Вы родились. Что Вы помните из Вашего детства?

— Первые три года я жила в Берлине, и мой первый язык был немецкий. Но когда мой отец окончил медицинский факультет и стал доктором, мы поехали в Одессу. И там я прожила свое детство: от трех лет до двенадцати. Я жила в Одессе во время революции. Это было трудное время, но ребенок это не понимает. Я должна была, когда ходила по улице, переступить какого-то мертвого, которого только что убили.  «Может быть все дети так делают?» – ребенок не понимает. Но, я помню, что я стояла в очереди для зеленого хлеба. Отчего зеленого? Не было муки, из гороха делали хлеб.

— Во время революции, Вы помните, Вас родители выпускали на улицу? Не осталось чувства страха?

— Что-то страшное случилось со мной. Мой братик родился, когда мне было 9 лет. Ему было пару месяцев, и я его катала на коляске, перед домом. И вдруг подошли две молодые женщины, в железных куртках. Подняли младенца из коляски, положили его в мои руки и сказали: “У нас тоже дети.” И забрали коляску. Я помню, я пошла домой, мои слезы капали на одеяло ребенка. Мама сказала: “Белочка, что случилось?” А я ей ответила: “У них тоже дети”. Это мой первый урок большевизма. Тогда мне было 9 лет. Коляски не было, но ребенок остался. И он сейчас – мой брат, которому 92 года.

— А я читал, что Вы приехали в Одессу, шли по лестнице, и вдруг рука Ваша поднялась, как будто рядом с Вами Шолом Алейхем.

— Да, это когда я приехала уже взрослая. Вы знаете, детство – это иностранный город. Детство – специальное место, в которое трудно приехать обратно. Я помню, у нас был голод, так меня послали в лагерь детей пролетариев. Мы не были пролетарии, у нас был собственный дом, прислуга, коляска, но не надолго. Меня послали в лагерь по той причине, что там детям давали мясо раз в неделю. Так я там прожила месяц. Я помню, что мясо дети разрывали на волокна. Чтобы дольше есть. А потом мой папа приехал с чудным подарком – пол апельсина. Так я его спрятала под подушку в моем лагере. Кто-то украл, девочка какая-то украла.

— Как Вам удалось выехать из Советского Союза? Это был 1922-й год.

— Нам помог Шолом Алейхем, хотя он к тому времени уже умер. Моя мама поехала с нами в Москву из Одессы, чтобы встретиться с Луначарским. А Луначарский был министр культуры. Она к нему приехала и сказала: «Я дочь Шолома Алейхема. Я хочу навестить свою маму, вдову Шолома Алейхема в Нью-Йорке. С моим мужем, моей дочкой и моим маленьким сыном». Луначарский выдал тот час же штемпель, бумаги, дал нам легальный выезд, дал нам вагон. И мы поехали в Ригу и оттуда на пароход, в Нью-Йорк…

Полностью все интервью можно посмотреть здесь.

Отметим, что книга Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» стала бестселлером, по ней снят фильм.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
11 лет назад

В молодости я читал эту знаменитую книгу. Тот факт, что Бел Кауфман — внучка Шолом Алейхема, никоим образом не повлиял на популярность книги. Книга была талантлива сама по себе и очень популярна в СССР. Я бы хотел обратиться к читателям газеты — кто из вас читал книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»?

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции