После «подарка»
«Уничтожающий подарок»… Именно так в Доме ученых называют последствия ракетных обстрелов исторического здания 23 июля 2023 года.
Мы побывали здесь в тот же день, когда все занимались важнейшими делами — первоочередной уборкой последствий. Звон стекла, запах гари…
Что сегодня? Запах гари ощущается до сих пор. Но это во внутреннем дворе (Летнем саду). В самом здании первое, что увидела — это следы на полу от падения большого «куска» потолка.
— Да, это «очередной» обвал потолка, — объясняет методист Дома ученых Людмила Роговская.
Добавляет, что сейчас практически все, что можно было, уже закрыли, на окнах — листы фанеры вместо бесценных витражей, которые теперь сложены в специальном месте. Многое уже уложено, бережно укутано…
— В первые часы после попадания ракеты нам на помощь пришли сотни неравнодушных людей, часто целыми семьями, и без лишних слов стали рядом бок о бок. В первые часы после беды позвонил архитектор-реставратор Анатолий Изотов, спросил: «Чем могу помочь прямо сейчас?»…
Обращаю внимание на еще одну ценность — редкую люстру, которая, хоть и выглядит так, что без боли на нее не посмотришь, но все же работает. Мистика какая-то…
Что касается мистики, то мы к ней еще вернемся, а вот как складывается судьба одесского Дома ученых дальше?
Прежде всего — консервация исторического здания
Директор Дома ученых Светлана Жекова назвала террористическую атаку 23 июля 2023 года «самым трагическим событием за весь период существования исторического здания».
— Сейчас мы занимаемся одним-единственным и самым важным — стараемся сохранить здание нашего Дома ученых. Все очень сложно, потому что это памятник архитектуры национального значения. Мы стараемся вовлечь в проблему его сохранения лучших специалистов. На сегодня стоит один сложный вопрос: как приступить к первому этапу обновления. А это, прежде всего, консервация здания на осенне-зимний период. И она должна начаться с обследования организациями, у которых есть определенные сертификаты. Поэтому о реставрационных работах речь сейчас даже не идет… Хотя мы уже сейчас ищем настоящих мастеров-реставраторов и, конечно, средства…
Светлана рассказывает, что каждый день добавляет новые страшные последствия того «прилета». Разрушается потолок, стены, вентиляционные каналы «дают о себе знать»…
— Все, что было разрушено, все ужасающие последствия, уже зафиксировали специалисты ЮНЕСКО. Они обследовали все помещения здания. В настоящее время они готовят отчет. А это очень долгая работа… Пока мы делаем, то, что можем. Вот, например, чиним крышу (она не является предметом охраны как памятник архитектуры). Хорошо, что успели что-то подлатать к недавнему ливню… Надеемся пока на помощь разных фондов, меценатов…
Добавлю, что сейчас очень трудно даже подсчитать, сколько потребуется средств на ремонт и реставрацию Дома ученых. Оценку всех работ тоже должны делать специалисты…
Работы по сохранению здания нужно проводить «уже вчера»
От одного зала Дома ученых — в другой. Наше внимание обращают на стенд, где кусок стекла после налета расплавился и «потек» по стене. Трещины, трещины, трещины… Обломки драгоценной мебели…
В этой комнате сложены бесценные витражи… Сюда — можно, сюда — лучше не заходить: опасно.
Архитектор-реставратор Анатолий Изотов выносит вердикт: есть большие проблемы.
— Проблемы есть, и их нужно решать. Прежде всего, нужно спасать само здание. О вещах эстетического характера будем думать уже потом. Когда мы говорим о «первоочередных сложных работах», имеем в виду консервацию здания Дома ученых. Это противоаварийные, стабилизационные роботы. Ведь речь идет об одном из очень немногих памятников архитектуры Украины, которое дошло до нашего времени в первоначальном виде. Добавлю, что консервационные работы нужно проводить, как говорится, уже вчера. Реставрационные работы могут начаться позже — планово и постепенно…
Что пострадало больше всего?.. Непростой вопрос. Анатолий тоже говорит, что с витражами ситуация очень и очень тяжелая. Да и не только с ними. И снова добавляет, что, прежде всего, речь идет о сохранении самого здания…
«Прямо в сердце» и другая мистика
И снова — из зала в зал… Вот здесь — выставка была. На ней — фото платья графини Толстой. Попадание случилось прямо туда, где находится сердце человека. Ну вот присмотритесь: будто выстрел прямо в сердце. Мистика?..
В Доме ученых считают, что если уж говорить мистику, так это про чудом сохранившиеся экспонаты. Это и один из витражей, и невероятно редкий камин из саксонского фаянса. Подобных по всей Европе всего пять.
— Попадание обломками произошло совсем рядом, а он каким-то чудом выжил… И наши старинные швейцарские часы уцелели, — рассказывает Людмила Роговская. А еще каким чудом почти невредимым сохранился исторический рояль, хотя на него свалился кусок лепнины…
А дальше мы выходим во двор Дома ученых… Здесь трудно даже перечислить эти страшные «последствия». Пострадал фонтан, колонны, подпорная стена со стороны Военного спуска…
Смотрю на все это — и все вспоминаю «о первоочередных работах, которые нужно проводить «еще вчера».
В Доме ученых уверены: «Всем вместе нам удастся снова сделать Дом ученых местом культуры, образования и науки, местом, привлекательным для одесситов и гостей города, как это было всегда!». И добавляют, что будут благодарны за каждую гривну, которую перечислят те, кто может это сделать.
Реквизиты для перечисления благотворительной помощи Одесскому дому ученых:
Отримувач — Одеська обласна організація Профспілки працівників освіти і науки України.
Розрахунковий рахунок: UA 973288450000026004300211419 в ПАТ «Державний ощадний банк України», МФО 328845, код ЄДРПОУ 02659602.
Призначення платежу: фінансова допомога на покриття збитків, нанесених Будинку вчених у результаті ракетних обстрілів російською федерацією 23 липня 2023 року.
Фото: Мария Котова.