Новости Одессы и Одесской области

Одесские истории: заповедные камни одесского порто-франко

Одесские истории: заповедные камни одесского порто-франко

Проблему надлежащего мощения одесских улиц впервые отцам города удалось решить при участии практичных западных негоциантов. Как это было, рассказывает «Одесская жизнь».

Рецепты

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран.
И весь мир предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.

Эти волшебные слова – один из самых известных эпиграфов к творчеству маститого поэта-романтика — Александра Блока. И пусть недавно исполнилось уже целых 140 лет со дня рождения этого «вечного юноши» Серебряного века, его крылатые слова и сейчас определяют меру необычного даже в серых буднях повседневной жизни.

Пыльные бури и «непроходимые топи»

А ежели это не пылинка, а камни из заморских краев, да еще времен одесского порто-франко? И не просто камни, а булыжное основание именитого Ланжероновского спуска?

Не верите? Спуститесь по лестнице от бывшего Ланжероновского спуска к Таможенной площади и вглядитесь в последние тридцать метров мостовой. Они вымощены брусчаткой, которая резко отличается нерегулярной кладкой (в отличие от принятой для одесских улиц), неправильной формой камней и даже их необычным цветом.

Являясь продолжением улицы Ланжероновской, спуск шел от улицы Пушкинской и оканчивался у Таможенной площади. Так в свое время завершался главный чумацкий хлебный шлях Одессы, шедший к порту от Херсонской таможни на Пересыпи к Карантинной гавани порта.

Вид на Карантин балку

В картинах и образах Воронцовской эпохи оживают трудовые будни тогдашней Одессы. Они дают представление о том, какое значение имели городские дороги для торговли Одесского порта.

Погрузка зернового хлеба

Вот по прибытии зафрахтованных судов пшеница Степовой Украины свозился из складочных для нее хлебных магазейнов на бендюгах-фурах по уже мощенным звонким гранитом Карантинному, Военному и, разумеется, Ланжероновскому спускам в порт, к Платоновской пристани. По воспоминаниям современников это было еще то зрелище!

К месту вспомним, что первым делом по благоустройству города, затеянным еще графом Михаилом Семеновичем Воронцовым, стало замощение улиц. В те времена улицы Одессы мостились крохким щебнем из местного ракушняка по весьма несовершенной системе американца Мак-Адама: с открытыми канавами-«лотками» для отвода дождевых вод по обочинам мостовых.

Одесские хляби

Под влиянием городской езды, зноя – летом, дождя и морозов – зимою щебеночное дорожное покрытие быстро разрушалось и вскоре превращалось в пыль. Эта пыль имела прескверное свойство: порыв ветра вмиг вздымал ее к самым небесам и тем вызывал пресловутую пыльную бурю. В осеннее и зимнее время уличная пыль надолго превращалась в баснословную грязь и потому представляла собою в распутицу, как в известной пушкинской строфе, «непроходимые топи».

 

Биндюжник

Подпоясанные широкими кушаками фурщики-биндюжники в цветастых рубахах, подкованных полусапожках, с кнутом за голенищем и непременным ярким платком вокруг шеи, не обращая никакого внимания на изрядную крутизну портовых спусков, возили мешки с зерном в Карантинную гавань рысью, а бывало даже «с форсом» вскачь.

 

Летняя страда в порту

В обратном направлении резво взбирались верхи порожние подводы. Спеша к хлебным магазейнам, иной раз биндюжники все же успевали подхватить в Карантинных пакгаузах привозные «порто-франковские» товары. – В разгар навигации городской извоз трудился в порту главным образом вывозную заморскую торговлю!

 

Работа у хлеба_

Не покладая рук трудились амбалы-грузчики и с ними вся портовая Одесса и моряки купеческих кораблей на рейде! Погрузочные работы в порту в ту пору осуществлялись весьма любопытным способом. С бульварного променада можно было поглядеть, как бендюги, под завязку груженные пшеницей в мешках, гуськом, друг за другом въезжали нескончаемой вереницей на Платоновскую молу, именуемую в те времена чаще еще Купеческой и даже Хлебной! Там в неописуемой тесноте и сутолоке, случалось, сцепившись иной раз своими осями, иные из них сваливались во всей этой кутерьме с пирса прямиком в море.

Ранее мы рассказывали о первых мэрах Одессы: кем они были и как управляли городом.

Булыжники привозили из разных стран

Шло время, но невзирая на все вложенные средства, Михаилу Семеновичу и городским властям сколько-нибудь преуспеть в тех делах не удалось. Из года в год, опустошая с завидным постоянством муниципальную казну, скверные щебеночные мостовые заметно стесняли обращение грузов в городе, особенно по торговым улицам, ведущим к порту. Только к 1850-м годам главные портовые спуски (Ланжероновский, Карантинный и Военный) и важнейшие городские (Херсонский и Нарышкинский) были наряду с базарными площадями вымощены в интересах торговли привозным булыжником.

Проблему надлежащего мощения одесских улиц впервые отцам города удалось решить при участии практичных западных негоциантов. Так, местное начальство в 1830-х годах сумело заинтересовать средиземноморских купцов и шкиперов, с тем чтобы они приходили в Одесский порт с балластом в виде прочного камня.

Дабы отчасти окупить ставку фрахта, деловые люди Европы велели капитанам на пути в Одесский порт нарочно подбирать под балласт в бухтах Средиземноморья и на островах Греческого архипелага встречающийся там крепкий булыжный камень. За его доставку они и получали от строительного Комитета известную денежную премию.

Качество и происхождение привозного камня было разным. Сразу пришлось отказаться от мальтийкого и ливорнского камня. Для тротуаров предпочтение отдавалось плитному песчанику из Триеста. А для городских дорог особенно ценился крепкий булыжный камень всех сортов. Тогда же обсуждалась возможность устройства в городе асфальтового покрытия улиц.

* * * * *

Вот об этих заповедных временах Воронцовской Одессы пока еще старинные камни Ланжероновского спуска. Они остались нам в наследство с порто-франковских времен и несомненно заслуживают признания их историческими реликвиями Южной Пальмиры.


Ранее мы рассказывали о первых одесских иллюзионах: чем они были опасны для зрителей.

Читайте нас в Viber! На канале «Коммуналка» рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости
Выбор редакции
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: