В современном мире слову «олигарх» нередко придают негативное значение. Однако было время, когда богатые люди не просто умножали личный капитал, а чувствовали свою ответственность перед страной и ее жителями.
Такими были первые олигархи Одессы — Родоканаки, Симиренко, Петрококино.
Феодор Родоканаки — пират-негоциант
О Феодоре Родоканаки ходит столько легенд, что определить, что из них правда, а что вымысел, сегодня невозможно. Феодор Родоканаки родился на острове Хиос, в очень знатной семье. Семейные конторы, которые работали в Константинополе, Смирне и Ливорно, особых доходов не приносили. Поэтому 22-летний Феодор отправился в строящуюся Одессу, где для бизнеса создавались все условия.
Родоканаки практически сразу получил российское подданство, и по городу поползли слухи, что у греческого аристократа есть тайные покровители. Кроме того, он привез с собой немалый по тем временам капитал — пять тысяч рублей. Откуда у молодого человека были такие деньги, неизвестно: заработать их он не мог, да и семейный бизнес таких доходов не приносил. Злые языки поговаривали, что еще совсем мальчишкой Родоканаки плавал под «черным флагом» знаменитого пирата Ламбро Каччиони.
Молодой грек приобрел здание на Приморском бульваре, где поселился сам и открыл отделение банка. Безошибочное чутье подсказало ему заняться хлебной торговлей, которая вскоре стала самым прибыльным бизнесом. За 10 лет Феодор Родоканаки стал одним из крупнейших предпринимателей Одессы — его состояние оценивалось более чем в 2 млн. рублей. Разбогатев, он вспомнил о своей бурной морской молодости и купил три черноморских парохода, которые совершали постоянные рейсы из Одессы в Крым и на Кавказ. А через полвека флот греческого негоцианта насчитывал уже 49 судов.
С момента своего основания Одесса жила по собственным неписаным законам. Для того, чтобы завоевать уважение одесситов, мало было стать богатым человеком. Требовалось еще что-то сделать для людей. И Родоканаки стал вкладывать деньги в промышленность не только города, но и всей Российской империи. На его деньги в Одессе была выстроена крупнейшая в России джутовая фабрика, открыто училище для девочек, построены типография и детский сад.
Сын Родоканаки Перикл был записным мотом и волокитой. За 18 лет, прошедших после смерти отца, он пустил по ветру более чем четырехмиллионное состояние. «Благодаря» ему империя Родоканаки, выстоявшая в экономических бурях XIX века, прекратила свое существование.
Федор Симиренко — первый «сахарный король»
Первым носителем фамилии Симиренко был запорожский казак Степан Андреевич, родившийся в 1765 году. Молодость он провел в Запорожской Сечи, а потом решил купить домик и начать оседлую жизнь. Но за то, что отказался присягать на верность императрице, был лишен всех привилегий и имущества. Пришлось казаку вместе с чумаками развозить по стране соль. Умер он зимой от простуды прямо в пути.
Это стало настоящей трагедией для его детей — их отдали в крепостные. Правда, попали они к польской княгине Александре Браницкой, которая была дамой либеральной и человечной. Сын Степана Федор Симиренко помогал княгине поддерживать хозяйство. Он построил мельницу, стал разводить скот, продавать мясо и шкуры. Это спасло Браницкую от банкротства, и она даровала Симиренко вольную.
Вскоре Федор монополизировал торговлю скотом, снабжая мясом полстраны. Он поселился в Одессе, которая открывала потрясающие перспективы для торговли, — через Одесский порт скот вывозили даже в Европу.
Ранее мы рассказывали о том, как появилась и развивалась пенсионная система: от вдовьей кассы до наших дней.
Через некоторое время Федор решил расширить дело и увлекся выращиванием сахарной свеклы, и вскоре стал первым «сахарным королем» России. Именно Симиренко построил в стране первый сахарорафинадный завод, для которого его сын Платон привез из Парижа чертежи новейшего оборудования. Механизировав производство, Симиренко построил для своих работников целый городок — в нем были школы, больницы и даже театр.
Со временем сахарное производство стало невыгодным, и Симиренко переключились на садоводство. Самым известным в этой отрасли стал сын Платона Лев. Он создал коллекционный сад, в котором было собрано более двух тысяч сортов фруктов и около тысячи сортов роз. Лев вывел знаменитый сорт зимних яблок, который назвал в честь отца — ранет Симиренко. В 1890 году на Всероссийской выставке он был удостоен первой премии и звания «король садоводства», а также награжден Большой золотой медалью Французского садоводческого общества.
Именно Симиренко стали выпускать первую украинскую пастилу и мармелад. Их экспортировали за границу и даже прописывали больным в качестве лекарства.
«Одесский Лувр» Евстратия Петрококино
Первый представитель фамилии Петрококино переехал в Одессу в 1813 году. Он принадлежал к греческому аристократическому роду с острова Хиос. Его внук Евстратий учился в Европе, где изучал химию и коммерцию. Закончив обучение, он вернулся в Одессу. Здесь его избрали гласным городской Думы и заместителем старшины купеческого сословия. Кстати, именно при Евстратии на Пушкинской появилось электрическое освещение.
Кроме общественных дел, Петрококино занимался коммерцией, благо, он получил в Европе профильное образование. Он открыл собственный торговый дом, который занимался исключительно экспортными товарами. На полках его универсального магазина можно было увидеть что угодно. Продавали гаванские сигары, французский желатин, американское мыло, итальянские спички, китайскую мастику. В магазинах Петрококино продавали даже детские книги. Корреспондент «Одесского листка» как-то в порыве восторга назвал его магазины «Одесским Лувром». Торговый дом Евстратия Петрококино постоянно участвовал в выставках и даже удостоился грамоты с несколько сомнительным текстом: «За замечательные по разнообразию, дешевизне и практичности образцы заграничных кустарных изделий».
Но негоциант заботился не только о собственной прибыли, а и об удобстве покупателей. Уже в то время перед магазинами Петрококино на всю длину тротуара строили «карманы» для подъезда экипажей.
Кроме того, Евстратий Петрококино активно участвовал в благотворительности. Это было нормой поведения и правилом хорошего тона. Он помогал больным детям, давал деньги на спасение животных, а также состоял членом садоводческого и литературно-артистического обществ. Впрочем, последнее было неудивительно — Евстратий Михайлович неплохо рисовал, а его жена Екатерина Корнелиевна была профессиональной художницей, выступая в жанре портрета и пейзажа
Евстратий Петрококино умер в 1904 году. А после революции его одесская фирма прекратила свое существование, ее филиалы остались только в Европе.
Фото предоставлены автором, а также с сайтов odessa-memory.info и Википедия.
Ранее мы рассказывали о том, как в ХІХ веке в Одессе отдыхали на пляжах.