Права пациента
Можно провести реформу медицины, переобучить врачей и оснастить все больницы оборудованием по последнему слову техники. Сложно — но можно. Однако реальные изменения к лучшему в сфере здравоохранения будут невозможны без главного: наш пациент тоже должен меняться. Узнавать о своих правах и возможностях, учиться выбирать лучшее для себя. Учиться не только следовать рекомендациям семейного врача, но и задавать ему правильные вопросы. Какие именно? Об этом «Одесской жизни» рассказал доктор Дмитрий Самофалов.
Старый «добрый» советский подход
Проводя нынешнюю медреформу, мы стремимся перенять и применить опыт других, передовых стран мира. И важно переносить этот опыт на нашу почву разумно, осторожно, не копируя слепо всё подряд. В конце концов, многое в медицине нашей страны складывалось десятилетиями и работает довольно неплохо. Но есть область, в которой мы отстаём капитально: отношения врача и пациента.
— В нашей медицине до сих пор сохраняется советский, так называемый «патерналистский подход» врача к пациенту, — объясняет Дмитрий Самофалов. — И хотя происходит термин от слова «paternalis», что значит «отеческий», ничего отеческого в нём нет. Это подход снисходительный, без уважения и пояснений. Когда пациент воспринимается как предмет, которому врач проводит техобслуживание. И вот это, конечно, нужно в корне менять!
Начать доктор Самофалов советует с уже опробованной в мире практики — пяти главных вопросов, которые мы должны задавать своему семейному врачу при любых назначениях. Это вопросы не праздные и не каверзные, и приучать себя к ним можно начать прямо сегодня.
Вопрос 1. Мне действительно нужно сделать этот анализ или провести эту процедуру?
Ответ врача должен быть не просто «да, действительно», а чуть более развёрнутый. Ответ должен быть аргументирован. Иногда ответ на этот вопрос может оказаться неожиданным. Врач, например, может пояснить, что в этом анализе острой необходимости нет, просто сейчас это можно сделать бесплатно (дешевле, быстрее). Или что процедура не отразится на вашем здоровье радикально, но будет полезной и общеукрепляющей.
Получив ответ врача о степени нужности, вы можете сами решить — стоит ли для проведения анализа или процедуры откладывать поездку, отпрашиваться с работы, вставать на два часа раньше обычного. Если врач отвечает, что он очень встревожен вашим состоянием, но без этого анализа не может поставить диагноз и начать лечение, то конечно же стоит всё отложить и выполнять его назначения.
Вопрос 2. Каковы риски и побочные эффекты?
Вот всем знакомая ситуация. Врач выписал рецепт неразборчивым почерком, в аптеке по рецепту выдали лекарства. Дома пациент развернул листок-вкладыш, прочёл столбик из сотни возможных побочных эффектов, включая риск немедленной смерти от удушья, и ужаснулся. Всё выглядит так, будто врач выписал не лекарство, а опасный яд. Принимать его страшно, но приём нужно начать уже сегодня. И хорошо, если вы можете прямо сейчас позвонить врачу и уточнить сомнительные моменты. А если нет?
Чтобы не оказываться в таких нервных ситуациях, обо всём нужно спросить прямо на приёме у врача, получая назначения. Как это сочетается с другими препаратами, которые я уже принимаю (принял вчера перед визитом к вам)? Как это может повлиять на меня как на водителя автомобиля? Можно ли сочетать это с алкоголем?.. Нюансов много, и все они могут оказаться жизненно важными.
Вопрос 3. А есть более простые и безопасные варианты?
Зачастую такие варианты действительно есть. Например, многие внутримышечные инъекции можно заменить «свечами», мазями, таблетками. Доктор может считать, что сделать укол — дешевле или надёжнее. Доктору может быть просто привычно выписывать это лекарство для внутримышечного введения. Но вам со своей стороны может быть легче переплатить немного, чем терпеть неприятную и болезненную процедуру. Бывает и наоборот: на таблетки у вас стойкий рвотный рефлекс, зато никаких проблем с уколами. И это стоит обсудить с врачом в тот момент, когда он делает назначения.
То же касается лечебных процедур и медицинских исследований, варианты которых могут сильно отличаться по степени болезненности, индивидуальной переносимости, опасности.
Вопрос 4. Что произойдёт, если я ничего не буду делать?
Вопрос настолько непривычный, что даже немного смешно. Но дело серьёзное. Вспомните обычную простуду: проснулись с насморком, кашлем, головной болью, температура поднялась, так что тянет немедленно лечь обратно в постель. Врач в таком случае первым делом убедится, что это действительно лёгкая простуда, обычное ОРВИ, ничего серьёзного. А после этого назначит вам лечение: несколько дней постельного режима, капли в нос, таблетки от кашля, лёгкое жаропонижающее. При этом каждый взрослый человек по своему опыту знает, что лечение это симптоматическое. То есть эти лекарства немного облегчат течение болезни. И если даже не принимать ни одного лекарства из рецепта врача (многие так и делают), через неделю в 99 случаях из 100 будешь снова здоров. А те же неприятные симптомы можно облегчить прохладными компрессами и тёплым чаем с малиной. Это тот случай, когда если вы ничего не будете делать — ничего страшного не произойдёт.
Но есть и другие ситуации. Когда пропущенный приём лекарства может нарушить всю схему лечения. Когда, не долечившись правильно, вы можете из лёгкого случая вырастить себе опасное хроническое заболевание.
О том, чем чреват ваш отказ от лечения, нужно узнать сразу на приёме у врача, чтобы действовать соответственно.
Вопрос 5. Сколько это стоит?
Актуальность этого вопроса не нужно даже доказывать. Врач должен уметь сориентировать вас по цене лечения, а вы не должны стесняться ответить по какому-то пункту: нет, это слишком дорого для меня, я просто не смогу себе это позволить. Лучше сразу и прямо сказать об этом, чем узнать позже, что такое лечение вам не по карману. Врач может не знать точных сумм в каждой аптеке и лаборатории. Он и не должен. Но вот будет ли стоить назначенное им обследование и лечение 200 грн или 2000 — знать это врач просто обязан.
На практике при сдаче анализа вас обдирают, как липку, а семейный врач уходит в кусты.