31 января во всём мире отмечают День ювелира. Эта профессия издавна овеяна тайной, само слово «ювелир» звучит красиво и загадочно, а ювелирное дело всегда считалось чем-то на грани мастерства и искусства. Денежная профессия, ведь очень недёшево обходятся даже материалы и ещё дороже — готовые изделия. Опасная профессия, ведь ювелиров было модно грабить задолго до того, как появились первые грабители банков. Таинственная профессия, ведь именно с ювелирными изделиями связаны самые кровавые преступления и захватывающие детективные истории. Одесса тоже имеет богатое и бурное ювелирное прошлое, своих легендарных мастеров. Но всё это — уже история. А что сейчас?
Их не так-то легко найти…
Найти сегодня мастера-ювелира в Одессе — непростая задача. Есть ювелиры, которым мы несём в починку серебряные цепочки и обручальные кольца, чтобы ужать или расширить. Но это специалисты уровня подмастерья, если выражаться по-старому. Мастер-ювелир может сам работает от задумки, эскиза изделия и до окончания мельчайшей отделки.
Настоящих мастеров в городе мало, и они не очень общительны. Нескольких ювелиров, которых мне называют по фамилии и настойчиво рекомендуют, я нахожу слишком поздно: они уже пару лет как ушли из жизни. Другие дают контакты и готовы встретиться только при условии, что я сделаю заказ. Можно прикинуться клиентом, но вранье — не лучший способ начинать знакомство для интервью. Так что приходится отшучиваться, что одесские журналисты зарабатывают не настолько хорошо, чтобы покупать «ювелирку» на заказ. Понять людей, не желающих лишний раз идти на контакт и «светиться», несложно. Когда имеешь дело с драгоценными металлами и камнями, любая паранойя кажется разумной предосторожностью. Всего несколько лет назад в квартире на улице Ришельевской, в самом центре города, среди бела дня грабители убили ювелира с супругой и двух случайных свидетелей. Что при этом было похищено и кто стал «наводчиком» знает доподлинно только сам покойный.
Наконец, после долгих бесплодных поисков я получаю совет обратиться к человеку по имени Александр Гук. Он соглашается встретиться, но сразу предупреждает: «Я — не ювелир. Мои изделия — амулеты и талисманы». Пусть будут амулеты и талисманы, решаю я. В конце концов, они тоже из обработанных камней и металлов!
Амулеты и талисманы
Оказывается, что подход к своему делу у Александра Гука предельно серьёзный. По образованию он — геолог, но на определённом этапе жизни применение камней и их свойства заинтересовали Александра особо. Сейчас он не только изготовляет на заказ талисманы и амулеты, но и постоянно ведёт вебинары-лекции о камнях. Работает в основном с полудрагоценными камнями и о них, об их удивительных свойствах, может рассказывать часами.
Оправы для своих изделий Александр делает и кованые, и литые, иногда это даже кожа. Правильная оправа помогает природному минералу «заиграть», но главное — сохранить естественную форму и красоту камня, подчеркнуть её. Поэтому Александр ищет интересные, редкие камни, сочетания цветов и структур. Считает, что при любом серьёзном изменении камень может стать внешне красивее, но обязательно потеряет в качестве и будет хуже «работать». В таком подходе есть множество тонких нюансов: камень, который станет основой изделия, подбирается под клиента индивидуально. Не только по внешней «красивости», но и по полу, характеру, темпераменту, самым разным условиям.
— Значительная часть моей работы — это общение, — говорит Александр. — Многое нужно рассказать и показать, объяснить клиенту. Но ещё важнее — умение слушать и слышать людей…
Драгоценные россыпи Украины
Александр демонстрирует роскошное разнообразие камней, самых волшебных форм, цветов и размеров. Настоящие сказочные сокровища из «Малахитовой шкатулки». Разумеется, нельзя не спросить, откуда берутся материалы для такой работы.
— Это всё — Украина, — поясняет мастер. И показывает: — Вот одесский сердолик, вот аметисты из Кривого Рога, дымчатый кварц и цитрин с Волыни, украинские топазы, гранаты, полевой шпат, кордиерит, лабрадор…
Александр даёт для сравнения «тигровый глаз» из ЮАР и тот же камень из добытых в Украине. Наш «глаз» ярче, прожилка «зрачка» в нём отчётливее и выглядит эффектнее.
— Всё это есть у нас, — рассказывает Александр. — Выброшено в отвалы и никому не нужно. Объёмы добычи не промышленные, поэтому государству и богатеям это не интересно. Вот отдельные любители разве что бродят и собирают, отсюда и камни для работы. А я всегда говорю, что Украина не беднее Урала. У нас ресурсы — поразительные! Вот, например, во всём мире ювелирами очень ценится чисто чёрный камень, его крайне мало в природе. От недостатка его берут обычно халцедон и окрашивают искусственно в чёрный цвет. А у нас в Володарск-Волынском есть удивительный камень — чёрный опал. Он когда-то при формировании вобрал в себя нефть, поэтому даже пахнет при обработке необычно — как «мумиё». Отличный камень, редчайшего цвета, а интересен он там только одному местному парню. Человек сам копает вручную, ведь для государства — не те масштабы. Этому бы чёрному опалу — да сделать хорошую рекламу на международном уровне! С другой стороны, вон в Ровенской области уже сделали рекламу янтаря, так там теперь «лунный пейзаж»…
Кризис ювелирного жанра
Раньше Александр Гук был вхож в компанию знатных одесских мастеров-ювелиров. Одних давно уже нет, другие уехали и блистают теперь своим мастерством где-то за рубежом. В целом ювелирное искусство в городе сегодня в упадке. Мы не берём в расчёт огромные ювелирные магазины, витрины которых забиты дежурной заводской штамповкой. Уникальность изделия, новаторство, авторский стиль — этого явно недостаёт.
Всё же Александр называет два одесских имени: Степан Мацюк и Виктория Рокайль. Степан Мацюк — мастер ювелирной пластики, автор уникальных ювелирных мини-скульптур. Виктория Рокайль яркая женщина, всё ещё редкость в этой профессии, создаёт настоящие поэтические этюды из серебра и камня. В работах этих людей чувствуется дыхание живого ювелирного искусства.
Есть в Одессе и несколько художников-ювелиров, которые работают в основном с храмами: делают драгоценные оклады для икон на заказ. Но и на этих можно выйти только по делу и через проверенных знакомых.
А вот искать что-нибудь особенное у «самодельцев» на Соборной площади Александр не советует. По его словам, найти действительно уникальные, авторские изделия у них можно было лет 15 назад, когда ещё собирались в Горсаду и торговали сами художники. В те времена к ним даже приходили с комиссиями и проверками: если автор, то будь добр предъявить свои авторские предметы! Сейчас это всё скатилось с уровня местного декоративно-прикладного искусства к перепродаже дешёвых поделок массового производства.
Технологии или искусство?
Друзья-ювелиры жалуются Александру, что простой ремонт «ювелирки» сейчас приносит больше денег, чем настоящее дело. А работа с драгоценными материалами требует приличных денежных средств. Как приятное хобби «для себя, для души» это обходится слишком дорого. Всё-таки ювелирное искусство не зря всегда находило поддержку в аристократических домах. Для его развития нужен спрос, нужен постоянный заказчик с деньгами и хорошим вкусом. У клиента сейчас зачастую есть либо вкус, либо деньги.
А в затылок ювелирам уже дышат новые технологии. 3D-моделирование ювелирных изделий в Одессе сегодня — обычное дело. Один технический специалист легко набросает эскиз и создаст точную 3D-модель изделия, другой так же легко дошлифует готовый предмет и вставит камни. На обучение каждого такого специалиста уйдёт всего пару месяцев, это простейшие навыки. Никаких вам тайн мастерства, вдохновения и кропотливых лет ученичества…
Стоит ли готовиться к тому, что скоро у нас останутся только 3D-модельеры и ремонтные рабочие по «ювелирке»? Исчезнет ли уникальная профессия «ювелир» под тяжёлой пятой прогресса и массового производства? Останутся ли ювелиры только в приключенческих романах и легендах средневековья?..
Александр Гук уверен, что нет. Ни заводская штамповка, ни 3D-технологии не дадут того главного, что составляет суть ювелирного изделия от мастера: уникальность единственного экземпляра, авторское произведение искусства.
Мастеров-ювелиров нужно теперь значительно меньше. Может быть, наступает время, когда на весь город будет только один настоящий ювелир-художник. Но без работы он не останется.