Недавно президент Петр Порошенко, высказываясь в поддержку медицинской реформы, отметил важность развития телемедицины. Этот вопрос не на шутку всколыхнул общественность, ведь это означает, что даже в самых отдаленных селах, где нет ни больниц, ни даже амбулаторий, у людей появится возможность консультироваться с опытными узкими специалистами, не выходя из дома. «Одесская жизнь» выяснила, так ли это на самом деле, и что подразумевает система телемедицины.
Вы удивитесь тому, насколько идея телемедицины не нова. Переговоры с международными специалистами по вопросу внедрения таких проектов в нашей стране начались еще в 1994 году. С конца 1990-х начала развиваться национальная сеть теле-ЭКГ (электрокардиограмма), а уже в 2000 году был создан первый в стране телемедицинский центр в Донецке. Спустя 10 лет Министерство здравоохранения издало приказ № 261 (от 26.03.2010) «О внедрении телемедицины в учреждениях здравоохранения». А два года назад — приказ № 681 «Об утверждении нормативных документов по применению телемедицины в сфере здравоохранения», которым определило порядок организации такой помощи на всех медицинских уровнях (всего их три) и список учетной документации для кабинетов телемедицины. Кстати, по заключению экспертов, украинская нормативная база в этой сфере является одной из лучших в мире.
Для Одесской области телемедицина тоже не новинка. С 2008 года в Одесской областной клинической больнице функционирует телемедицинский центр, который рассчитан как на внутриобластное консультирование (к нему сразу были присоединены пять районов области), так и на международное. Как отмечают медики, больше всего запрашиваемых консультаций — хирургические, на втором месте — терапевтические, на третьем — акушерские. Здесь даже практиковали международное консультирование по болезни Паркинсона. Районные больницы тоже не отстают. Так, в Кодымском районе диагностический центр телемедицины на базе ЦРБ был создан и начал работать еще в 2012 году.
В чем суть «новшества»?
В чем же преимущество такой системы и что конкретно она дает людям? Ответ на этот вопрос кроется в самом определении телемедицины. Это комплекс инструментов и мероприятий по организации медицинской помощи там, где расстояние является критическим. То есть направлена такая система в первую очередь на те населенные пункты, где врачей нет вообще или есть, но не того профиля, который в данный момент пациенту нужен. Но кроме того, телемедицина помогает даже в современной оснащенной и укомплектованной кадрами больнице, когда случай требует консультации зарубежных специалистов или наших же медиков, но из узкопрофильных медучреждений, например, НИИ.
«Онлайн консультирование возможно. Да, оно менее эффективно (имеется ввиду осмотр пациента посредством видео-связи — Ред.), чем очный осмотр, но в условиях отсутствия доступности медпомощи это вариант. Есть состояния, которые тяжелее диагностировать, но все равно из разговора и видео можно получить очень много информации. Правда, честно говоря, я не думаю, что врачи районных больниц будут счастливы новым обязанностям», — делится мнением Анатолий Власенко, отоларинголог (г. Винница)
Есть несколько уровней внедрения телемедицины. Самый «продвинутый» — это, конечно, кабинеты или целые отделения, оборудованные компьютерами, видео- и аудио-связью, а также медицинской техникой, которая принимает и обрабатывает отправленные на нее дистанционно параметры пациента. Для этого у «отправителя» (семейного врача, врача «скорой», фельдшера или медсестры) должен быть набор инструментов, которые такие параметры (ЭКГ, пульс, уровень кислорода в крови) могут снимать. Отметим, что большинство частных «скорых» и некоторые муниципальные уже давно оборудованы наборами для передачи данных ЭКГ, параметров крови и других исследований напрямую специалисту в больнице. Это дает возможность оперативно и более правильно оказать помощь пациенту.
Вариант первый. В населенном пункте есть только медсестра или фельдшер. Он приходит на вызов и сталкивается с ситуацией, в которой ему не хватает квалификации. А в ЦРБ, например, у пациента есть свой семейный врач, который наблюдает его годами. Тогда фельдшер снимает показатели состояния здоровья пациента и отправляет их его семейному врачу при помощи специальных инструментов телемедицины. Тот оценивает ситуацию и принимает решение в отношении больного.
Вариант второй. Семейный врач наблюдает больного и испытывает затруднения в диагностике. Обычно пациенту в таком случае советуют пойти на консультацию к узкому специалисту. Но не всегда можно определить сразу, к кому идти. Даже у головной боли могут быть самые разные причины, поэтому и разбираться с ней могут по очереди невропатологи, ревматологи и онкологи. Чтобы человек не тратил время и деньги на поездки в райцентр, за него на такую консультацию «идет» его семейный врач. Он связывается с нужными специалистами, предает им анамнез больного, результаты его анализов, снимков и формирует запрос. Получив ответ, он определяется с дальнейшей тактикой лечения.
«Если не будет решения руководства области, то все это будет «занятием в свободное время». А я против такой «внеклассной работы». Она должна оплачиваться, для нее должны быть определены специалисты, отведено время. Ведь за каждую консультацию кто-то должен нести ответственность, должна вестись отчетность», — комментирует новинку Виталий Осташко, невропатолог (г.Киев).
Таким образом, для пациента изменится лишь результат его обращения к своему медику. Процедура останется прежней. У него не появится возможность связаться по скайпу с главным врачом Института рака и рассказать о том, что болит. Инструментами телемедицины будет пользоваться врач. Лишь в редких случаях видеосвязь с пациентом будет уместна и необходима, но, опять же, по инициативе лечащего врача.