Всемирно известный фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков» может служить ярким примером того, как произведение искусства способно открыть для всего мира и сделать популярным малый народ, в данном случае— гуцулов, проживающих в долинах и на вершинах карпатских гор. Сегодня на Буковине их около 60 тысяч. Этот регион и сегодня сохраняет природную девственность своих гор и лесов, стремительных рек и прозрачных родников, а его жители — свои ремесла, традиции и культуру, основанные на любви к малой родине, ценностях и морали христианства. В этом убедилась группа журналистов, совершивших путешествие по Гуцульщине, организованное одним из лидеров «Зеленого туризма» в Косовском районе Ивано-Франковской области Григорием Томюком.
Энтузиаст из поселка Куты
Приемом туристов в своей садыбе (так называют частные дома на Гуцульщине) Григорий Томюк занялся по необходимости. В Косовском районе лет пятнадцать назад было решено провести один из первых Международных гуцульских фестивалей. Должны были приехать тысячи гуцулов из разных стран, которых судьба и различные исторические события разбросала по всем континентам планеты. Сразу возникла проблема: где они будут проживать в дни своего форума?
Организаторы обратились к местным жителям с просьбой о помощи, которые и предоставили свои дома для гостей. Вот тогда у многих из них и возникла идея поставить работу с туристами на постоянную основу.
— Подчеркну, что первая ассоциация «Зеленого туризма» в Украине родилась именно в нашем районе, — рассказывает хозяин садыбы «Эко Карпаты» Григорий Томюк. — Но одно дело принять своего земляка, представляющего себе условия проживания в сельском доме, а другое — туристов, которые в большинстве своем, как минимум, рассчитывают на туалет и горячую воду в доме.
Томюк начинал с приема 4-6 туристов в отцовском доме. Но с каждым годом бизнес расширялся — Григорий достраивал комнаты и улучшал условия для своих гостей. Сегодня садыба «Эко Карпаты», отмеченная высшей категорией качества в зеленом туризме Украины «Три цветка», может принять одновременно до 40 туристов.
Имея огромный опыт путешествий по десяткам стран мира, я могу сравнить эту сельскую садыбу со звездной категорией отелей. Так вот я бы поставил «Эко Карпатам», как минимум, 7 звездочек. Все требования, которые предъявляются пятизвездочным отелям (стоянки для машин, комнаты соответствующей площади и удобства, Wi-Fi, бассейн, сауна, игровые комнаты, тренажерный зал, телевизоры и прочие бытовые удобства) — здесь имеются в полном объеме.
Но особенно примечательным является колорит садыбы, который ни один отель предоставить не сможет. Здесь каждый сантиметр пространства дышит мифами и легендами Гуцульщины, дает возможность уже в вестибюле получить первые представления о культуре, обычаях и традициях местных жителей, представить себе богатство флоры и фауны региона, душу и вольнолюбивый характер гуцулов и их гостеприимство.
Семейный дом с музеем
На полках и стойке бара вы не увидите ни одной бутылки со знакомым брендом заграничного или украинского напитка. Здесь все алкогольные предложения сделаны как настойки на основе местных ягод или целебных трав и по своему аромату и вкусовым качествам, на мой взгляд и вкус, превосходят массовую продукцию известных фирм. Есть даже свой джин, настоянный на хвое местных елок.
В этом гостевом хозяйстве «Эко Карпаты» (как и в других садыбах ассоциации «Зеленого туризма») почти нет наемных работников. Обычно — это семейный бизнес, в котором задействованы только родственники. К примеру, в этой садыбе руководят хозяйством Григорий и его жена Анна, а их помощники — сын и его жена, а также близкие и дальние родственники, проживающие в Кутах.
Эта семейственность на первых же шагах создает особую атмосферу для туристов: каждый из них сразу после поселения становится в первую очередь гостем дома, и я бы еще сказал, другом Григория Томюка. А для друзей, как принято у гуцулов, все самое лучшее, радостное и интересное.
Естественно, что каждый дом и его жизнеустройство прежде всего несет черты характеров хозяина и хозяйки. Григорий — это человек-фейерверк, встреча с которым всегда празднична и интересна. Но, пожалуй, его самая главная черта — это любовь к родным местам, доскональное знание их истории и людей, которые ее творили на протяжении столетий, гуцульский патриотизм, способность увлечь каждого гостя красотой и уникальностью этого уголка родной земли.
Жена Григория — красавица Анна — наполняет этот садыбу женским теплом и заботой о гостях, знанием сервиса и способностью брать на себя ответственность за прием гостей в периоды отсутствия Григория.
Но, пожалуй, самое большое впечатление на гостей в садыбе «Эко Карпаты» производит «музей», который Григорий создавал на протяжении последних 15 лет из предметов, привезенных из своих многочисленных путешествий по миру. Сложно назвать тематику этой огромной, потрясающей воображение выставки в несколько тысяч экспонатов, размещенной на стенах, потолке и на полу верхнего этажа садыбы, площадью около 200 кв. метров. Оружие разных эпох и народов, маски и амулеты с разных уголков планеты, статуи древнегреческих героев и египетских фараонов, образцы горных пород Карпат и одежды местных жителей, керамика, предметы быта и произведения гуцульских промыслов и искусства, древние монеты различных стран, уникальные музыкальные инструменты местных мастеров (свирели, дрымбы, цимбалы, во главе с самой длинной в мире трембитой), посохи, гуцульские топорки-бартки, золотой песок в пробирке, намытый Григорием на одной из местных речек, и многое другое можно разглядывать часами, слушая рассказы Григория об истории их приобретения.
Места силы и вдохновения
Первая остановка на пути из Коломыи в Куты была у водопада в селе Шешоры. Его высота сравнительно мала — всего несколько метров. Но сочетание стремительного течения с окружением зеленых гор, выступающими из воды валунами создавало очень романтичное и яркое впечатление.
В ходе нашего пятидневного тура мы довольно часто останавливались на перевалах или в долинах, чтобы запечатлеть красоту пологих вершин, покрытых густыми лесами, и зеленых полян между ними, насладиться чистым горным воздухом и тишиной заповедного пространства. Особенно запомнился трек к скальному образованию Терношорская лада, в контурах которого можно увидеть фигуру беременной женщины.
На протяжении веков это место силы особенно почиталось женщинами, желающими стать матерью. Со всех концов Гуцульщины приходили они к подножию гигантской скалы, чтобы помолиться и попросить у Всевышнего исполнения своего заветного желания. Народная молва гласит, что подобные просьбы, как правило, исполнялись.
Местами силы считаются в этих местах и другие скальные образования. Мифами и легендами овеяна скала Довбуша, которого называют гуцульским Робин Гудом. За вдохновением поднимался в горы и Иван Франко. И сейчас туристы стараются посетить этот камень, где часто бывал великий украинский писатель, раздумывая над сюжетами о жизни гуцулов.
Пройдя через расщелину в Терношорской ладе, поднялись мы на ее вершину. Карпаты перед нами. Красота! Восторг! Радость! Слияние с природой и ощущение силы!
Земля первых хасидов
Место у притока Черемоша в Кутах внешне ничем не примечательно: заросшая травой дорога, через речку перекинут мостик, а на другой стороне — уже в городе Вижница — чья-то усадьба. Но бывают дни, когда на берегу речушки можно увидеть склоненных в молитве десятки хасидов-паломников, приехавших в этот район, чтобы побывать на родине своих предков, помолиться на их могилах и почувствовать дух этого карпатского местечка, в котором зарождалось хасидское учение.
На берегу в излучине этой речушки на дереве размещена небольшая табличка с надписью на иврите и украинском языке: «На цьому місці Рабин Ісрасль Баал Шем Тов купався, коли тут проживав».
— Мы, местные жители называем это место «купелью еврейского чудотворца», а евреи «Миквой Бешта», — говорит Григорий Томюк. — Израильские хасиды, которые приезжают в Куты, много рассказывали мне о легендарном Баал Шем Това. Он основатель хасидского учения в иудаизме. В середине XVIII века он семь лет жил в Вижнице, зарабатывая на жизнь добычей извести. Это тяжелый физический труд. Он много времени уделял изучению Торы и постиг многие ее тайны. Через некоторое время он стал известен в своей общине, как проповедник и целитель. Но Баал Шев Това не выступал с публичными проповедями и не делал записи. Свое учение он излагал лишь своим ученикам, которые стали лидерами хасидизма в следующем поколении.
В наши дни потомки вижницких хасидов и их последователи в Израиле насчитывают сотни тысяч человек и даже имеют своих депутатов в Кнессете. Это очень авторитетная религиозная организация знаменитая своей благотворительной деятельностью и духовной энергией ее приверженцев, истоки которой родились именно на этой карпатской земле.
— В начале прошлого столетия в Кутах в основном жили евреи, благодаря которым наш городок и район процветали, — рассказывает Томюк.— Войны и большевистский террор почти уничтожили еврейское население. Оставшиеся в живых — уехали в Израиль. Но их потомки с большим почтением относятся к родине хасидизма и, судя по моему общению с ними, готовы вложить деньги в покупку зданий, ранее принадлежавших местной еврейской общине. Но им называют совершенно нереальные цены, которые потенциальными инвесторами даже не рассматриваются. А жаль… Опыт Израиля и ее бизнесменов в развитии экономики, организации туризма мог бы очень пригодиться нашему краю, да и всей Украине.
Хождение за патриотизмом
Во время пресс-тура делегации журналистов посчастливилось заглянуть в городок Вашкивцы Виженского района Черновицкой области на традиционный музыкальный фестиваль-конкурс «Квітне черемшина», посвященный памяти известного композитора Василия Михайлюка, который родом из этих мест.
Десятки исполнителей, вокальные ансамбли выходили на сцену, чтобы порадовать односельчан и гостей фестиваля своим исполнением песен известного земляка. Особенно эмоциональным выдался финал фестиваля, когда известные исполнители вышли на сцену и исполнили «Черемшину». Все зрители дружно подхватили эту песню.
После окончания фестиваля журналистам показали музей Маланки, в котором собраны маски популярного народного праздника. Он традиционно уже на протяжении десятилетий проходит в Вашкивцах 13 и 14 января и собирает тысячи туристов со всего мира.
— Почти в каждом селе на Гуцульщине есть свои праздники и фестивали, в которых отражена связь современников со своими предками, народные традиции, передающиеся из поколения в поколение,— рассказала заведующая отделом культуры Виженской райгосадминистрации Наталья Додяк.— Популярностью пользуется фестивали Назария Яремчука, «Калинові обереги», фестиваль гуцульской народной музыки и искусства, кулинарный конкурс, в котором презентуется только одно блюдо – голубцы. Но, к примеру, в прошедшем конкурсе было представлено 86 видов голубцов с различными начинками.
Любовь к своей родной земле, ее традициям и истории, пожалуй, является отличительной чертой гуцулов. Проявляется прежде всего в наличии многочисленных народных музеев. Конечно, по размаху и количеству экспонатов они не сравнятся с государственными или муниципальными. Эти сельские музеи, как правило, создавались родственниками рожденных или проживающих в этом доме талантов, энтузиастами и поклонниками их творчества, которые и проводят экскурсии. При этом каждый сельский музей в этом регионе имеет свою специфику, свой творческий подход к познанию родной истории и тех сил, которые питают ее развитие и прогресс края.
Стоя на «мешке с золотом»
Свой, доморощенный, подход к творчеству и ремеслу создает еще одну неповторимую грань Гуцульщины, которая рождает яркое экзотическое полотно жизни горного края и ее народа. Более того, каждую мастерскую местного мастера и мастер-классы, которые мы посетили, будь то изготовление керамики, одеял, ковров или ковриков из овечьей шерсти, предметов утвари, сувениров и предметов искусства из дерева можно назвать своеобразным музеем, в котором навыки народных промыслов на протяжении веков передаются от отца к сыну, от матери к дочери.
Почувствовать этот дух Гуцульщины, увидеть заботы и бытовые проблемы района, оценить высокое мастерство местных умельцев во всем многообразии можно на местных рынках в Косово и Кутах. В каждой вещи, изготовленной из дерева, глины, овечьей шерсти, местных камней и минералов, чувствуется рука художника, его неповторимый талант.
— Учитывая природные богатства этого региона, можно сказать, что мы стоим на мешке с золотом, но поднять его не можем, — рассуждал Григорий Томюк, когда мы вместе с ним ходили по местной ярмарке и любовались узорами на коврах и вышиванках, а также различными изделиями из дерева, начиная от ложек и расчесок и до причудливых пасхальных корзинок и ювелирных украшений из местных полудрагоценных камней.
— Изделия наших мастеров вывозят за бесценок с родной земли в другие регионы Украины и за границу для перепродажи целыми фурами, — рассказывает Томюк. — Но в последнее время появилась еще одна тенденция: наши мастера уезжают из родного края за границу, чтобы там наладить подобное производство. Бизнесмены закупают для них соответствующее оборудование, которое позволяет умельцам из Гуцульщины работать значительно эффективнее. Естественно, что основная прибыль достается владельцам машин и станков. Если бы у наших мастеров было бы соответствующее оборудование, то нашим изделиям из дерева не было бы равных на мировом рынке. Нужны инвестиции, а где их взять?..
Не учите нас жить — помогите
Но проблемы региона заключаются не только в отсутствии инвестиций. Сейчас одна из самых серьезных проблем региона, которая тормозит развитие экономики и, прежде всего, туризма — это отсутствие нормальных дорог. Собственно, об этом можно было и не вспоминать — в наших поездках по Буковине чаше всего мы передвигались почти со скоростью пешехода, постоянно натыкаясь на рытвины и колдобины.
Местные власти для обустройства дорог денег не имеют. С другой стороны, они считают, что развивать туризм необходимо постепенно, учитывая экологические особенности региона и желание сохранить его природное богатство. Но вместе с тем, на конкретный вопрос о том, есть ли у руководства региона конкретный инвестиционный план развития районов и конкретные предложения, журналисты ясного ответа не получили. За рассуждениями о земельных ресурсах, экономических особенностях района, деталях сооружения того или иного объекта как-то теряется интерес к реализации экономического потенциала района и освоению местного богатства. На первый план начинают выдвигаться проблемы субъективного характера, которые, как известно, сводятся к кулуарным переговорам между «хозяевами местной жизни» и потенциальными инвесторами. А это, прежде всего, отпугивает как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Вероятно, по подобной причине затормозилось сооружение карпатского «Артека», который планировали построить на гуцульской земле, но из-за разногласий, связанных с распределением прав на землю, проект так и остался лишь на бумаге. Между тем, всеукраинскую детскую здравницу планировали создать при участии всех областей Украины и ее строительство могло бы решить многие социальные проблемы района, в том числе и способствовать ремонту дорог. Этот лагерь мог бы не только круглогодично принимать подростков для отдыха и оздоровления, но и стать мощным источником воспитания патриотизма, который так ярко выражен на гуцульской земле.
Пять дней журналисты во главе с Григорием Томюком по 12-16 часов колесили по гуцульской земле. Мы лишь прикоснулись к этому карпатскому феномену, который зародился среди гор и долин сотни лет назад и продолжает удивлять всех гостей этого края сочетанием природной красоты и характером, обычаями, традициями и талантами местных жителей. Сюда надо ехать, чтобы понять дух той Украины, которая в своей основе продолжает жить по естественным законам, без большой политики и дипломатии, глобализации и мировых банков. Здесь в первую очередь ценят свободу и независимость.
Александр ФЕДОРОВ
Повиправляйте помилки не село Вижниця, а місто, далі по тексту -місто називається- «ВИЖНИЦЯ», без «Вижницях».
Дякуємо за гарну статтю.
Большевистский террор? А может правильнее немецкий террор с большой помощью местного населения?