Тридцать лет назад в павильонах Одесской и Болгарской киностудии «Боян» кипела работа. Снимали семисерийный фильм «В поисках капитана Гранта» по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Это была вторая экранизация романа отечественными кинематографистами. Первый фильм с одноименным названием был снят в 1936 году. Чтобы избежать путаницы, минисериал назвали немного иначе.
Где снимали Кордильеры?
Фильм «В поисках капитана Гранта» построен на двух сюжетных линиях. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания романа «Дети капитана Гранта». Вторая — отображает сюжет романа так, как он рождался в воображении писателя.
— Для фильма «В поисках капитана Гранта» режиссер Станислав Говорухин сам написал сценарий. Как действующее лицо он ввел и самого Жюля Верна. Рядом с ним в маленькой роли сыграла Марина Влади. Она играла переводчицу книг писателя на русский язык. Это никто иная, как наша украинская писательница Марко Вовчок, — с восторгом рассказывает Вадим Костроменко, директор Музея кино одесского отделения Союза кинематографистов, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР.
Новый приключенческий сериал было решено снимать совместно с болгарской киностудией «Боян». На весь подготовительный период было создано две съемочные группы.
— В Болгарии художники по костюмам, ассистенты режиссеров были свои, а у нас — свои. Потому что часть актеров было болгарских, не вести же их в Одессу на примерку костюмов? Их прямо там обшивали, искали там для них грим, а для наших все делали в Одессе. Потом на съемочной площадке они встречались.
В горах и лесах Болгарии снимали Кордильеры, болота Австралии и Новой Зеландии, леса Амазонки. По словам Вадима Костроменко, подобные пейзажи можно было отснять и в Украине. Но для этого надо было ехать в Карпаты, а потом снова «возвращаться» за морем в Одессу. А в Болгарии — все рядом. Все, что касалось съемок внутри каюты и кабинета Жюля Верна, снимали в специально отстроенных декорациях на Одесской киностудии.
Все на поиски «Дункана»!
Одна из самых важных съемочных площадок — парусная яхта «Дункан», описанная в романе Верна. Возникла серьезная проблема — где в конце ХХ века найти судно, на котором выходили в море в середине XIX века?
— Долго искали, а нашли случайно. Оказалось, что в Баку на рейде стоял полузатопленный, полуразрушенный парусник «Кодор». Он когда-то принадлежал Ленинградской высшей мореходке, на нем курсанты практиковались. Но время шло, парусник старел, а потом он даже затонул, — многозначительно улыбается Костроменко. — Его подняли — и больше он уже ничей. Раз ничей, значит — наш!
Парусник отреставрировали, перекрасили, приделали бутафорскую трубу, из которой по сценарию должен был клубиться дым. Борт, спасательные круги и штурвал судна украшали новые надписи — «Duncan». Но самое страшное, что пришлось пережить новоиспеченному паруснику, было впереди. Ведь его из Баку надо было доставить в Одессу.
— Понимаете, нет прямой дороги между тремя морями. В Черное море можно попасть из Азовского, а парусник находился в Каспийском море. Так вот, чтобы из Каспийского попасть в Азовское нужно было пройти по Волге, далее пересечь Волго-Донской канал и тогда — в Одессу. Но когда дошли до Волго-Донского канала, оказалось, что он мелкий для «Кодора», — продолжает рассказ Вадим Васильевич. — Тогда подвели под него два понтона и таким образом доставили его в Одессу. В конце концов его перегнали в Варну, где в местном порту он и стоял. В плохую погоду на съемки не выходили.
И никакого плагиата!
Еще одна любопытная история связана с музыкальным оформлением фильма. Дело в том, что написать музыку для фильма «В поисках капитана Гранта» 1985 года пригласили Максима Дунаевского не случайно. Дело в том, что к фильму 1936 года «Дети капитана Гранта», музыку написал его отец Исаак Дунаевский. Знаменитый мотив так и просился на закадровое озвучивание нового фильма. А как же быть? Воровать знаменитый лейтмотив нельзя. Режиссер подумал, что только сыну же не стыдно у папы позаимствовать основную музыкальную тему. Так и произошло.
- 150 тысяч рублей стоила одна серия телевизионного фильма. За семь серий — 1 млн. 50 тысяч рублей. Для сравнения — бюджет одного прокатного фильма составлял 300-350 тыс. рублей. При этом киношники всегда страдали от того, что денег было мало.