Новости Одессы и Одесской области

Как Одесса стала кинозвездой

Когда-то Одесса была первым киногородом РоссииСнова в Одессе праздник кино — 15 июля стартует Международный кинофестиваль. Не так уж много кинопраздников в нашем городе. А ведь когда-то Одесса, можно сказать, была первым киногородом России, по замашкам — чистая кинозвезда.

Так кто же первый?

Братья Огюст и Луи Люмьеры, которые считаются изобретателями кино, наверное, даже не знали, что задолго до их, как считают историки, первого киносеанса, который состоялся в декабре 1895 года на бульваре Капуцинов в Париже, в Одессе уже демонстрировал свой киноаппарат или, как тогда говорили, «механизм прерывистого движения ленты с проекцией на экран», виртуозный одесский механик Ося Тимченко, виртуозно переманенный с завода РОПиТ (позже Судоремонтного) в мастерские Новороссийского университета (ул. Преображенская, 22).

Ресторан в Александровском паркеСамое забавное, что в январе 1894 года на секции физики ІХ съезда естествоиспытателей в Москве Иосиф Тимченко продемонстрировал скачущего прямо на зрителей кавалериста, к счастью, скачущего всего лишь на экране. Секция, вначале бросившаяся от кавалериста наутёк, нашла в себе мужество вернуться и оставила запись об этом факте в отчёте съезда: «Впечатляет! Но надо же предупреждать». На этом всё и закончилось. Так Одесса не стала родиной кино. Победа вроде осталась за французами, но морально победили одесситы: просто парижане братья Люмьеры любили деньги, а одессит Тимченко любил кино. Выбирайте сами, кому рукоплескать!
Итак, Люмьеры, сообразив, что кино — это, прежде всего, деньги, сразу отказались продавать лицензию на свои киноаппараты и решили деньги прокручивать лично: их киномеханики (они же операторы) отправились в крупнейшие европейские города и там, не выпуская аппарат из рук, крутили кино.

В Одессе на Маразлиевской жила тетя ЛюмьераЕсли кто-то сомневается, что первым городом в России, куда прибыл представитель Люмьеров, была Одесса, нам от души того жаль. Куда ещё он мог поехать, если в Одессе на улице Маразлиевской жила его тётя, которая нашла в Одессе племяннику невесту, прекрасную, как роза. А какой ещё та могла быть, если имя её тоже было Роза.
Помолвку организовали в соседнем ресторане в Александровском парке (ныне им. Шевченко), где по такому случаю на стол была подана (пальчики оближешь!) камбала под устричным соусом. Что вам сказать, тот обед вошёл в историю и не потому, что метровую камбалу не смогли доесть даже подключившиеся посетители ресторана, а потому что племянник оказался истинным французом (а это недалеко от одессита) и вместо кошелька вынул какой-то ящик и предложил хозяину: «Я сейчас покажу одну французскую штучку, и если зрителям это не понравится, банкет за мой счёт. Но если понравится — с каждого по рублю. Розочка, обилетишь ценителей».
И он запустил проверенный фильм «Политый поливальщик», а для страховки вослед ещё и верняк «Нелли-шансонетка или мадемуазель-конфетка». Так вот, запомните: всё это таки да произошло 11 июля 1896 года в ресторане в Александровском парке, а 25 его посетителей стали первыми, кто познакомился с синематографом в России. Первые зрители очень хвалили изобретение Люмьеров, хотя камбалу в тот вечер они хвалили больше. И это всего-то через полгода после первого киносеанса в Париже. Вот какими путями и какими темпами кино шло в Одессу!

Массы, бегом в билетные кассы!

КиноаппаратКонечно же, кино не могло остаться монополией его изобретателей, потому что ценность изобретения абсолютно точно определяется количеством желающих его украсть. Люди не так страстно боролись за огонь, как в нашем случае за секрет киноаппарата, оживлявшего на экране картинки. Тут же появилась парочка «прометеев», легко похитивших у Люмьеров огонь ксеноновой лампы. Это были Патэ и Гомон, простые гешефтмахеры, считавшие, что фильмы надо снимать прямо на местах: в Одессе, в Москве или в Крыму. Потому что не секрет, что человек, увидев себя на экране, сразу балдеет, а, обалдев, сразу платит деньги. Патэ, как и нынешние кинодеятели, тоже сделал ставку на кино коммерческое. Он, как и нынешние кинотворцы, свято верил, что его спасут две великие вещи: секс и фарс. Ну, может быть, ещё и крутой боевик. Но это всё теории. И пока французы занимались теорией жанра, отечественные кинематографисты делали своё хлебное дело. Они пекли сериалы типа «Сонька Золотая ручка-1», «Сонька Золотая ручка-2» и так далее, целых четыре серии. И одесситы валом валили в кинотеатры, чтобы хоть одним глазком взглянуть на известную авантюристку, а заодно посмотреть хотя бы на экране на свои любимые брюлики и другие фити-мити, которые совсем недавно были у них экспроприированы Сонькой. Причём, после просмотра всем было ясно, что Сонька так некорректно поступила не для того, чтобы обогатить себя, а для того, чтобы обогатить мировой кинематограф.
КиноафишаВерные данному слову снимать прежде всего фильмы на местном материале, операторы фирмы Патэ подарили Одессе немало лент из жизни города. Например, «К пешему строю готовсь!» (о жизни Лубенского драгунского полка, квартировавшего в Одессе и, как видим, державшего под прицелом её жизнь). Или захватывающие «Сцены в Дворянском собрании» (нынешнее заседание горсовета разве так взволнует?). А исторический «Выход высших руководящих особ из Преображенского собора на площадь»? Что мы можем сегодня противопоставить этому? «Выход высших руководящих товарищей на стройплощадку, под которой лежат руины гостиницы «Спартак»? Тоже интересно, но ведь не так!
Конечно, употреблять в нашем рассказе словосочетание «искусство кино» будет опрометчиво. Искусством ещё не пахло. Начнём с того, что сеанс длился примерно 15 минут. Смотрели стоя. Билет стоил 5 копеек. Зато какая оборачиваемость капитала!

Безыскусное искусство кино

КиноафишаКонечно, не все воспринимали кино адекватно. Рождались слухи, самым безобидным из которых был такой: за экраном сидит нечистая сила, которая оживляет особ на экране, например, государя императора во время коронации. Умные люди в такое не верили, но не всем же щеголять умом — анархисты тут же стали готовить покушение на императора, причём, прямо в кинотеатре «Фурор» на Водопроводной. Император в тот раз как-то отвертелся, а вот хозяин «Фурора» нет, ибо «адский огонь» у него всё же вспыхнул, и полиции было очень подозрительно, с чего бы это лукавому сперва всё поливать керосином, и не был ли тем «лукавым» хозяин соседнего кинотеатра, у которого «Фурор» отбивал клиентуру.
А борьба за зрителей шла нешуточная. Конечно, пять серий «Фантомаса» выручали. Хотя куда тому хлипкому Фантомасу было против любого из подручных Мишки Япончика! Но народ за Фантомаса платил охотно, потому что тот представал то судьёй, то женщиной и даже голландским королём, кстати, тоже любившим одеваться в женские платья. Тем не менее, через неделю даже к не определившемуся с ориентацией королю интерес падал.

В Одессе демонстрировались также эротические фильмыВыход был найден: вспомнили, что, по крайней мере, у половины человечества есть инстинкты, в основном «основные», как показала Шарон Стоун. Это был беспроигрышный вариант, и с 11 вечера в одесских кинотеатрах начали демонстрироваться фильмы только для мужчин с возбуждающими названиями типа «Скрытная банщица», что было, конечно, ложью: увы, банщице ничего скрыть не удавалось, но от зрителей жалоб не поступало. Жалобы поступали в цензурный комитет. Старшему инспектору Плаксину и цензору Авдеенко приходилось мотаться по кинотеатрам и отсматривать банщиц. И тогда именно в Одессе было сделано открытие, вполне разумное и актуальное даже сегодня. Инспектор Плаксин, проведя всего три с половиной минуты в тёмном зале с необузданной банщицей, понял, что напрасно жена таскает его в кабинет доктора Жулавского (ул. Дворянская, 11), специалиста по мужскому бессилию. Куда там патентованному средству «Биола-Ласлей» до бесстыжей банщицы. Короче, по предложению Плаксина кинотеатры обрели статус «кабинетов, возбуждающих чувства», с правом попутно демонстрировать и фильмы.
В Одессе люди при деньгах, чтобы денег стало ещё больше, вкладывали свои кровные не в финансовые пирамиды, а в строительство кинотеатров. Низкий поклон генеральше Шостак за то, что она подарила городу «Большой Ришельевский театр» (потом это был кинотеатр им. Короленко), или Крупенскому за «Кино-Уточ-Кино». А потом пошла экзотика: «Шантеклер», «Бомонд», «Зеркало жизни» и просто «Слон» на Мясоедовской.
Кинозвёздам всегда есть что показать. Исходя из этого определения, Одессу вполне можно считать кинозвездой. Но ей мало было стать героиней экрана, она эти экраны множила, открывая одесситам, а заодно уж окрестной России волшебную силу кино. Потому такой притягательной она была для подлинных кинозвёзд, таких, как Вера Холодная.

Валентин Крапива

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции